Все уже привыкли видеть инновационные, опережающие своё время технологии в конструкции суперкаров и многочисленных концептов, чей внешний вид достоин отдельного упоминания. Тем не менее не только они могут похвастаться высокотехнологичным оборудованием и нестандартным подходом к конструированию. В тяжёлых грузовиках тоже есть на что посмотреть и чему удивиться.
Tesla Semi
В мире, где правительства некоторых стран ультимативно требуют от автопроизводителей перехода на электрические платформы, вполне резонно допустить скорое появление серьёзных грузовиков на электротяге. Седельный тягач Tesla Semi вполне может претендовать на такое звание. «Тесла» планировала начать производство уже давно, но откладывала его несколько раз из-за технических проблем и попыток усовершенствовать конструкцию. В последний раз Semi оснастили новыми более ёмкими батареями.
Если опять ничего не изменится, то к концу 2022 года электрические грузовики уже выйдут на дороги. Правда, цена их будет заоблачной, впрочем, как и на всю продукцию компании. Точные цифры пока что неизвестны, но сумма может превысить 200 тысяч долларов, из которых половина – это стоимость тяговых батарей. Столь мощный источник энергии необходим, чтобы приводить в движение 1000-сильную силовую установку и обеспечить дальность хода до 800 километров при полной загрузке 36 тонн. Грузовик оснащается полностью независимой подвеской, а на каждом колесе установлены четыре электромотора.
Помимо этого, Tesla Semi получит все опции, полагающиеся электромобилю: десяток камер кругового обзора, многочисленные электронные помощники, систему навигации и многое другое. Высокоэффективная электрическая система будет восстанавливать заряд батарей до уровня 70% примерно за 30 минут.
Iveco Z Truck
Впрочем, в мире грузовиков инновациями может похвастаться не только «Тесла». Iveco Z Truck хоть и не является электромобилем, а работает на биометане или сжиженном газе, он буквально целиком состоит из высоких технологий. Его показали ещё в 2016 году на выставке в Ганновере, но и сейчас Iveco Z Truck представляет огромный интерес. По замыслу компании, он должен стать значимой ступенькой в модернизации коммерческого транспорта, поэтому в грузовик вложили все технологии, до которых только смогли дотянуться.
Здесь даже топливный бак – последнее слово техники с инновационной термоизоляцией, благодаря которой удалось увеличить радиус действия до 2 тысяч километров с лишним. Iveco Z Truck оснастили 400-сильным двигателем с 2000 Нм крутящего момента. В кабине нет ни единой кнопки, всё управление ведётся при помощи сенсоров. Вместо руля водителю дали штурвал с закреплённым на нём интерактивным дисплеем, а роль зеркала заднего вида выполняет панорамный экран.
О комфорте водителя тоже не забыли. На стоянке свободное пространство в кабине можно увеличить, отодвинув на полметра её заднюю стенку и открыв при этом нишу с миниатюрной походной кухней. Отдохнуть можно и прямо на ходу, предоставив вождение бортовой системе. Сиденье водителя вместе со всеми системами управления смонтированы на специальной платформе, которая соединена с остальным грузовиком при помощи амортизаторов.
Mercedes-Benz Future Truck 2025
Представила свою версию грузовика будущего и немецкая компания. Правда, выйдет он на дороги аж в 2025 году, а пока проходит многочисленные испытания и подвергается доработке. Производитель давно и упорно работает над разработкой и интеграцией роботизированных систем в собственные автомобили, а Future Truck 2025 должен стать своеобразной витриной того, каким будет коммерческий транспорт в ближайшем обозримом будущем.
Центральная часть тягача – бортовая система, которая в пределах трассы вполне может вести грузовик самостоятельно без участия человека, поскольку здесь отсутствуют главные помехи, пешеходы и велосипедисты. Пока она занимается столь важной работой, удобно расположившийся в кабине водитель посвящает себя другим делам. Правда, поспать ему не удастся, поскольку он обязан следить за дорожной ситуацией и быть готовым перехватить управление в любой момент. Если же грузовик заметит, что человек заснул, он его разбудит звуковым сигналом, а при отсутствии на него реакции остановится при первой же возможности.
Всё управление осуществляется искусственным интеллектом, а он «видит» окружающий мир при помощи многочисленных камер, датчиков и радаров. Ближайшие к грузовику объекты тщательно отслеживаются.
Scania AXL
Нужна ли грузовику кабина? В отношении самосвала Scania AXL это исключительно риторический вопрос, поскольку он вообще не предназначен для управления человеком лично. Своим проектом Scania решила помочь многочисленным горнодобывающим компаниям и прочим промышленникам. Для перевозки сыпучих материалов и рудных полезных ископаемых обязательно используется большегрузная техника, поэтому вопрос автоматизации в этой сфере деятельности более чем актуален.
Компания предлагает перейти к беспилотной технике, которая будет работать в полностью автономном режиме с возможностью подключения оператора в экстренных случаях. У представленного в 2019 году четырёхосного самосвала вообще нет кабины, а соответственно, и водителя. Все его функции переложили на плечи бортовой системы под управлением искусственного интеллекта.
На местности он ориентируется при помощи целого набора камер с поддержкой глубины, лидаров и ультразвуковых радаров. Они используются для кругового обзора и полностью перекрывают все возможные слепые зоны. Поскольку грузовик не выезжает на дороги общего пользования, а передвигается исключительно по дорогам, принадлежащим производству, в нём вполне можно использовать автопилот.
Volvo Vera
Производитель активно занимается развитием технологий и рассматривает многочисленные способы использования грузовиков, например, для перевозок внутри предприятия на ограниченной территории. По мнению специалистов из грузового подразделения Volvo Trucks, здесь открываются большие перспективы для использования технологий, которым пока что не место на дорогах общего назначения.
В 2019 году подразделение представило свой концепт седельного тягача Vera. Он тоже не имеет кабины и использует собственную систему для навигации и пилотирования. Грузовик не предназначен для дальних поездок, а скорость его передвижения ограничена 40 км/ч. Предполагается, что его можно будет использовать в качестве тягача для внутренних перемещений. Максимум, что сможет сделать Vera, так это проехать очень небольшой участок по общественной дороге, перемещаясь между площадками предприятия.
Volvo Trucks в 2019 году запустила тестирование грузовиков на мощностях транспортной компании DFDS, с которой вместе и занимается проектом. Испытания позволили выявить недоработки, усовершенствовать конструкцию и проверить работу беспилотника в реальных условиях.
МАЗ-2000 «Перестройка»
Конструкторы Минского автомобильного завода ещё в 1988 году представили концепцию совершенно нового модульного грузовика. По мнению специалистов, он мог бы полностью изменить все представления о грузовых перевозках. Перспективы МАЗ-2000, показанного на Парижском автосалоне, по достоинству оценили представители многих производителей с мировыми именами.
Грузовую платформу фактически поставили на отдельные тележки, часть из которых снабжались двигательной установкой. Так можно было формировать автопоезд любой длины и использовать фургоны разных размеров.
Такая конструкция открывала большие перспективы. В частности, для грузовика даже самый крутой подъём не был препятствием, поскольку его можно было комплектовать несколькими тяговыми модулями. К сожалению, в проекте было слишком много недостатков, грузовик так и остался в виде концепта.
В грузовиках зачастую используются удивительные технологии, например, их ставят на огромные колёса, чтобы повысить внедорожные качества.