Внедорожные инновации: Грузовики на огромных колёсах

Внедорожная техника играет огромную роль в жизни человека. Без неё была бы невозможна добыча полезных ископаемых и обслуживание отдалённых предприятий, не говоря уже о жизни в труднодоступных уголках мира. Поэтому инженеры постоянно трудятся над созданием новых вездеходов и совершенствованием старых, причём часть из них передвигается на огромных шинах низкого давления.

По болотам на колёсах

Всеми признанный способ передвигаться по непроходимому бездорожью – пневматические колёса. Ими оснащают современные вездеходы, предназначенные для работы в крайне сложных условиях, например, в тундре и заболоченной местности.

Пневматические колёса с низким давлением обладают целым рядом полезных качеств. С их помощью можно даже преодолевать открытые водные пространства, если днище вездехода герметично. Подобные средства передвижения пользуются непреходящим спросом у нефтяников, геологоразведчиков и просто рыбаков. Сейчас сложно сказать, кто первым предложил использовать колёса низкого давления, но одним из родоначальников стал Уильям Гамильтон Олби. Правда, изначально его идея полностью провалилась.

Странные колёса

Вообще Уильям Гамильтон Олби был учителем. Он жил и работал в Беринговом проливе, где пытался учить грамоте эскимосских детей в небольшой деревушке. Он провёл немало времени, наблюдая за ежедневным бытом местных жителей, и одна деталь его сильно впечатлила.

После удачной рыбалки эскимосы вытаскивали на берег тяжело гружёную лодку, нисколько не заботясь о её большом весе и не прилагая для этого слишком больших усилий. Они заранее сшили из тюленьих шкур несколько «подушек», надули их и просто подкладывали под днище. При этом лодка катилась вперёд, несмотря на серьёзное препятствие в виде больших камней и гальки.

У Уильяма Олби было 16 лет, чтобы обдумать увиденную им картину, а когда в 1951 году он вернулся домой в Калифорнию, то решил придать этой идее более современный вид.

Он видел, с какими проблемами сталкиваются компании, которым приходится работать на пересечённой местности. Холмистый рельеф, камни, песок и прочие преграды зачастую становились очень сложным препятствием на пути даже армейских грузовиков. Поэтому он решил разрабатывать и выпускать автомобили, оснащённые колёсами низкого давления.

В качестве первого эксперимента он изготовил баллоны из нейлоновой ткани, пропитав предварительно её резиной. Они оказались очень прочными, легко прогибались под нагрузкой, но сам материал при этом не растягивался. Правда, чтобы превратить баллоны в колёса, пришлось обратиться к производителю автомобильных шин Goodyear Tire and Rubber Company. Сам же Уильям Гамильтон Олби основал собственную компанию Albee Rolligon, собираясь разрабатывать и выпускать автомобили на колёсах низкого давления.

Полученные им результаты оказались очень впечатляющими. Благодаря низкому давлению в шинах (примерно девятая часть от нормального для автомобилей), созданные им грузовики обладали потрясающей проходимостью. Если колесо наезжало на камень, он просто вдавливался в поверхность, обволакиваемый резиной со всех сторон. Там, где обычное колесо скатилось бы с камня, шина низкого давления препятствия просто не замечает и проезжает сверху.

Благодаря большой площади соприкосновения, давление равномерно распределяется по поверхности земли. Колёса низкого давления проверяли даже на человеке, проезжая по нему сверху на грузовике. По словам «подопытных», вес многотонного грузового автомобиля ощущается как толчея в автобусе в час-пик.

Несмотря на такую перспективную идею, развить её не получилось. То ли сказался недостаток финансирования, то ли отсутствие организаторских способностей у Уильяма Олби, но свою идею он так и не смог довести до этапа серийного производства. Бизнес он продал, а новый владелец переименовал компанию в Rolligon Corporation.

У нового владельца и правопреемника оказалась деловая хватка. Он быстро оценил все перспективы изобретения и обратил своё внимание на промышленный сектор, где нужны были машины с высокой проходимостью для обеспечения работы буровых установок, разведки и добычи полезных ископаемых. Созданные вездеходы пришлись настолько к месту, что обеспечили компании неплохое будущее. Она существует до сих пор и занимается производством внедорожной техники.

На текущий момент для специалистов, работающих в условиях Крайнего Севера, создают уникальные вездеходы с отличными внедорожными качествами.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓