Худшие инженерные ошибки, повлекшие за собой катастрофу

Как показывает практика, инженерный просчёт во время создания автомобиля может обернуться большими неприятностями для водителей и ещё большими для производителя. Недосмотр или небольшая ошибка в размерах чреваты отзывом целой партии машин, огромными затратами, штрафами, судебными исками и даже жертвами среди владельцев или обычных пешеходов. Подобных случаев было много, и они происходят до сих пор.

General Motors: замок, который отключал всё

Специалисты из General Motors ещё в начале 2000-х были в курсе, что в моделях Saturn Ion, Chevrolet Cobalt и некоторых других устанавливался замок зажигания с неудачно подобранным усилием фиксации. Из-за этого вибрация, тяжёлый брелок и даже движение ногой могли случайно перевести ключ в положение OFF, что сразу отключало двигатель, электроусилитель руля, тормоза и подушки безопасности. Проблема казалась незначительной ровно до тех пор, пока в 2005 году не начались аварии с жертвами. Компания пыталась скрывать информацию, но в 2014 году GM вынужденно признала дефект и начала отзыв. Результат – 120 летальных случаев, 30 миллионов отозванных машин и 900 млн долларов выплат.

Дополнительный шок вызвало то, что дефект был обнаружен ещё в 2001 году, но решение отложили из-за «затрат и сложности переработки». Как показали внутренние документы, замок можно было доработать минимальными усилиями, но в компании сочли риск приемлемым. За всю историю автомобилестроения это один из самых ярких примеров работы по принципу «и так сойдёт».

Ford Pinto: когда жизнь стоит 11 долларов

Компактный хэтчбек Ford Pinto конца 1970-х запомнился не дизайном или ходовыми качествами, а позорным инженерным решением. Его топливный бак находился прямо за задним бампером без защиты и оказался уязвимым при малейшем столкновении сзади. Уже во время испытаний обнаружили, что даже на скорости 30 км/ч бак может лопнуть, а разлив топлива вызовет пожар. Инженеры предложили усилить конструкцию, но руководство решило сэкономить: по их расчётам, выплата компенсаций погибшим обошлась бы дешевле, чем установка металлической пластины стоимостью $11 на каждый автомобиль. В результате десятки погибших, волна судебных исков, скандал в прессе и отзыв более 1,5 миллиона машин. Этот случай даже попал в учебники по этике в бизнесе.

Дело дошло до того, что Ford оказался первым автопроизводителем, против которого в США возбудили уголовное дело по обвинению в непредумышленном убийстве. Хоть суд в итоге и оправдал компанию, общественная реакция была разрушительной. Журналисты вскрыли внутренние «cost–benefit» документы, в которых человеческие жизни оценивались в долларах — этот скандал надолго подорвал доверие к бренду. Pinto превратился в настоящий символ победы бухгалтерского расчёта над здравым смыслом и инженерией.

Volkswagen Dieselgate: алгоритм, который умел врать

В 2015 году вскрылся один из самых громких скандалов в истории автомобильной отрасли. Агентство по охране окружающей среды США доказало, что Volkswagen использовал специальное программное обеспечение, которое определяло момент, когда автомобиль проходит лабораторный тест на выбросы, и в этом режиме снижало мощность двигателя и активировало системы очистки выхлопа. В реальных условиях автомобили выбрасывали оксидов азота в 10–40 раз больше допустимого. Программа стояла на 11 миллионах автомобилей по всему миру. Скандал обернулся уходом топ-менеджеров, многомиллиардными штрафами, отзывами и переделкой моделей, а также тотальной переоценкой дизельных технологий. Общий ущерб, по оценкам, превысил $30 млрд.

Расследование вскрыло цепочку решений, принятых на уровне инженерного руководства: внутренние письма подтверждали, что команда знала о несоответствии, но пошла на фальсификацию, чтобы сохранить конкурентные показатели. Особенно ярко это проявилось в США, где нормы EPA были строже, а репутация — важнее. Итогом стала не только финансовая катастрофа для VW, но и волна правок в сертификационных процедурах, а также начало заката дизельной эпохи. Европейские страны начали ускоренно сворачивать субсидии на дизель, а потребители массово переориентировались на гибриды и электрокары.

Firestone и Ford Explorer: опасная комбинация

Ещё одна проблема всплыла в начале 2000-х: на внедорожниках Ford Explorer, оснащённых шинами Firestone серии ATX и Wilderness AT, происходили массовые случаи отслоения протектора. На высоких скоростях в жаркую погоду резина буквально разрывалась, и автомобиль терял управление и переворачивался. Особенность подвески Explorer делала его нестабильным при потере одного колеса. Только в США погибло не менее 238 человек, более 500 получили травмы. Ford и Firestone публично обвиняли друг друга: первые ссылались на конструкцию шин, вторые — на давление, рекомендованное Ford. В итоге были отозваны более шести миллионов шин, а многолетний союз между компаниями прекратил существование. Этот случай стал ключевым в реформировании стандартов безопасности шин и подвески.

Позже выяснилось, что обе стороны обладали критичной информацией задолго до публичного признания проблемы. Firestone знал о браке на индонезийском заводе, Ford — об уязвимости Explorer к переворотам. Оба производителя рассчитывали, что аварии можно списать на стиль вождения, и лишь после давления NHTSA и серии журналистских расследований проблема стала достоянием общественности. Скандал обернулся падением продаж, отставками, слушаниями в Конгрессе США и масштабной реформой регулирования качества автокомпонентов.

Fiat Chrysler и дизельная ловушка

После Dieselgate в США начали массовую проверку дизельных моделей. Под подозрение попали и автомобили концерна Fiat Chrysler — в частности, Jeep Grand Cherokee и Dodge Ram 1500. В 2017 году выяснилось, что дизельные версии оснащались программным обеспечением, аналогичным системе VW, — оно занижало уровень выбросов оксидов азота во время лабораторных испытаний. Хотя масштабы были меньше, дело приобрело федеральный характер. Американские власти обвинили FCA в нарушении экологических норм, после чего последовал отзыв 500 тысяч автомобилей, штраф в размере $800 млн и обязательства доработать ПО. Хотя уголовных дел, как в случае VW, не последовало, эта история окончательно поставила крест на перспективах дизельных двигателей в США.

В систему управления двигателем было встроено не менее восьми «алгоритмов корректировки», активных только во время сертификационных тестов. Программное обеспечение поставлялось Bosch, но доказать злой умысел поставщика не удалось. FCA настаивала, что алгоритмы не были созданы с целью обмана, но в суде это не сработало. Для концерна последствия оказались стратегическими: Jeep и Ram вынуждены были свернуть развитие дизеля и ускоренно перейти к гибридным силовым установкам. Этот случай стал последним гвоздём в гроб американской «дизельной мечты».

Как бы то ни было, но не каждая авария или происшествие на дороге происходят по вине производителей. На самом деле, подавляющее большинство из них – это следствие неправильных действий или ошибок водителя, причём немалое их число приходится на владельцев дорогостоящих суперкаров, возомнивших себя хозяевами дороги.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓