Для своего времени мотоцикл ИЖ «Лидер» был большим достижением и обещал большие перспективы. От разработчиков он получил мощный мотор и чрезвычайно интересный внешний вид, но вот реализовать его не смогли. В итоге эскорту главы государства пришлось довольствоваться обычным транспортом, а могли бы щеголять на мощных и современных мотоциклах.
Спецтранспорт
Выбор транспорта для первых лиц государства и для его сопровождающих всегда был непростым и дорогостоящим делом. Собственно, с автомобилями представительского класса всё более или менее понятно, в них акцент делается не только на удобство или роскошь, но и на защитные качества. Машина традиционно получает хорошее бронирование, прочную основу и мощный двигатель, способный везти фактически высококомфортабельную бронетехнику весом в не одну тонну. Вот с сопровождением вопрос другой, здесь важна не столько защита, сколько скорость и возможность быстро реагировать на стремительно меняющуюся обстановку. В частности, мотоциклы ценились за их маневренность и умение проехать там, где автомобиль просто не сможет. Именно такой спецмотоцикл и собирались построить на Ижмаше. В конце 1980-х годов на Ижевский завод поступил государственный заказ на разработку и постройку мотоцикла, предназначенного для эскорта первых лиц государства. Этот мотоцикл должен был стать по-настоящему инновационной разработкой, современной, мощной и быстрой, которая должна была в корне отличаться от всего, что строила советская промышленность до того времени.
Мотоцикл с почти одноразовым двигателем
От конструкторов Ижмаша требовалось создать мощный, быстрый, манёвренный и лёгкий мотоцикл, а единственным способом это сделать было использование роторно-поршневого двигателя. На тот момент уже существовал обширный опыт их проектирования и использования, специалисты успели изучить все его достоинства и недостатки. Главным же его преимуществом был как раз компактный размер: роторный мотор имел куда меньшие габариты и массу, чем обычный поршневой двигатель внутреннего сгорания при той же самой мощности. При этом мощность и крутящий момент были чрезвычайно велики. То есть можно было создать небольшой по размеру двигатель с весьма серьёзными техническими характеристиками.
Был, конечно же, и недостаток – слишком уж маленький эксплуатационный ресурс. В силу особенностей своей конструкции, роторный мотор быстро изнашивался и выходил из строя, но для мотоциклов сопровождения это было не очень важно. Главное здесь – характеристики, а мотор вполне можно заменить на новый, всё-таки бюджет на обеспечение безопасности высших лиц государства выделялся солидный, и траты почти не имели значения. В принципе, к современным спортивным автомобилям с роторными двигателями сейчас относятся точно так же – скорость превыше всего.
ИЖ «Лидер»
Проект нового мотоцикла с роторным двигателем назвали ИЖ «Лидер», и ему досталась самая последняя разработка советских специалистов – двигатель РД-601. Этот роторно-поршневой мотор был разработан в 1988 году, и в него вместили весь опыт по созданию роторных движков того времени. Он имел куда больший ресурс, небольшие размеры и высокую выходную мощность. Конечно, его надёжность оставляла желать лучшего по сравнению со стандартными ДВС, но она была на порядок выше, чем у всех предыдущих РПД. При его создании использовали современные технологии и высокопрочные материалы, например, никель-кремниевое покрытие, которое могло выдержать высокие температуры. Решив множество технических проблем, инженерам удалось повысить моторесурс до 50 тысяч километров. Фактически РД-601 стал последним роторно-поршневым мотором, созданным в СССР.
Двигатель РД-601 состоял из двух секций и имел объём всего 613 кубических сантиметров. Из него получилось выжать при 6 тысячах оборотов 52 лошадиные силы, а крутящий момент на 3,5 тысячах составлял 51 Нм. Для настолько маленького движка это было настоящее достижение, с ним не могли сравниться обычные ДВС для мотоциклов.
Хоть внешность и была целиком оригинальной, но идеи для её создания художники позаимствовали у лучших образцов зарубежной мототехники. Поэтому в облике «Лидера» при большом желании можно отыскать намёки на известные в то время модели немецкого или японского производства. Чтобы облегчить его конструкцию, все кузовные панели изготовили из стеклопластика, лёгкого и довольно прочного материала. Их форму подбирали таким образом, чтобы защитить водителя от сильного ветра, дождя или снега.
Благодаря двигателю РД-601 и не очень большому весу ИЖ «Лидер» мог разогнаться до 195 км/ч. Привод у него был задний, а крутящий момент передавался на колесо при помощи карданного вала. Его оснастили гидравлическими дисковыми тормозами на обоих колёсах, причём последние были спицованными, хоть и предусматривалось несколько вариантов с легкосплавными дисками.
Мотоцикл для эскорта первых лиц государства был создан в 1989 году, как раз во время кризиса и перед распадом Советского Союза. Тогда практически никому уже не было дела до подобных проектов, а оставшиеся неравнодушные не могли помочь с дальнейшим продвижением таких проектов или с их финансированием. «Лидер» исключением не был. Интерес к нему постепенно сошёл на нет, финансирование прекратилось, и о перспективном мотоцикле все забыли. Всего же построили только два прототипа. Причём один из них комплектовался роторно-поршневым мотором РД-601, а второй оснастили двухцилиндровым движком от «Урала».
В итоге оба мотоцикла были заброшены и долгое время пылились в подвалах, а последний так вообще был разобран едва ли не на части. Их нашли, отреставрировали и поместили в музей, где они находятся по сей день. Какими бы интересными эти мотоциклы ни были, но они так и остались очередной экзотикой советского времени.
Сейчас тоже выпускают интересные мотоциклы, а самые необычные чаще всего встречаются среди электрических моделей.