В поисках автомобилей понадёжнее водители неизбежно натыкаются на двигатели-миллионники. Одиозные моторы за всё время своей эксплуатации проходят баснословные расстояния и не испытывают терпение владельцев бесконечными ремонтами. Только вот бывает ли такое на самом деле, что это вообще за явление, и какие двигатели можно отнести к миллионникам?
Феномен миллионника
Бесконечное удивление даже у бывалых водителей вызывает купе Volvo P1800, выпущенное в 1966 году. Его владелец Ирвин Гордон мгновенно превратился в знаменитость, когда пробег его машины стал достоянием общественности. За всё время эксплуатации одним (!) хозяином автомобиль проехал более пяти миллионов километров и пережил один капитальный ремонт. Конечно, были и другие долгожители, но ни один из них не сравнится с P1800.
Так что же это такое, двигатель-миллионник, и который из них способен пройти подобное расстояние? Такой пробег может показаться немыслимым достижением для серийной модели, но всё дело в технических тонкостях. Одна из них – оптимальный режим использования. На самом деле, «пройденное» двигателем расстояние и пробег автомобиля – это не одно и то же. Большая часть автомобилей используется для поездок по городу, где приходится постоянно притормаживать, останавливаться на светофорах или стоять в пробках, в итоге мотор значительно обгоняет автомобиль. Именно поэтому его ресурс считается в моточасах, но датчиков для их подсчёта в автомобилях по вполне понятным причинам нет.
На самом деле режим эксплуатации автомобиля прямо влияет на его шансы стать миллионником. К примеру, те же самые поездки по городу эти шансы существенно снижают из-за дополнительной нагрузки на двигатель и крайне неблагоприятного режима его использования. Моторесурс при этом исчерпывается гораздо раньше, чем машина пройдёт хоть сколько-нибудь значимое расстояние. С другой стороны, если приходится каждый день преодолевать большие расстояния по трассе. К примеру, во время поездок в другой город, то при огромном пробеге двигатель будет чувствовать себя гораздо комфортнее, да и проработает дольше.
Простое и сложное, большое и маленькое
Как это не парадоксально звучит, но высокотехнологичные двигатели не выживают во время такого длительного марафона. Чем сложнее устройство, тем чаще оно ломается, это правило не может преодолеть ни дин мотор. На текущий момент производители внедряют в силовые установки множество технологий, стараясь повысить эффективность использования топлива, снизить количество выбросов и оптимизировать режим работы. Вот только от этого обязательно страдает надёжность. Усложняя конструкцию двигателя, они тем самым многократно увеличивают вероятность поломки и визита в сервисный центр. С другой стороны, в простом и примитивном, как кирпич, моторе ломаться почти нечему. Как и любой другой, он требует внимания и обслуживания, но проработает дольше. Правда, есть нюанс: качество сборки должно быть соответствующим. Именно такие двигатели чаще всего и становятся рекордсменами.
В феномене миллионников есть ещё несколько сугубо технических моментов. Первый из них – общая конструкция и количество цилиндров. Как показывает практика, наиболее живучими оказываются шести четырёхцилиндровые моторы рядной компоновки. Подобная конструкция в силу своих особенностей обладает куда большей стабильностью в работе и меньше подвержена вибрациям. Их полная противоположность – двигатели V8, подверженный более сильным нагрузкам. Вторая интересная деталь – переход современных производителей к силовым установкам меньшего объёма в погоне за экономией топлива и экологическими стандартами. Конечно, мощность приходится поддерживать на уровне, а для этого устанавливают турбокомпрессоры, что никак не способствует продлению срока службы.
Так какой же мотор может стать миллионником и в каких случаях? Больше всего шансов у достаточно простых и надёжных силовых установок, которые не блещут особенной мощностью и не оборудуются турбонаддувом. Обязательным условием является максимально точное следование рекомендациям производителя в отношении расходных материалов и топлива, а также использовать только оригинальные запчасти. К тому же к миллионникам не получится отнести двигатель, который ремонтировался настолько часто, что оригинального в нём почти ничего не осталось.
Двигатели-миллионники
Надёжные моторы можно встретить у многих производителей. Тот же самый General Motors у себя на родине и в Европе десятилетиями выпускал несколько линеек, в них входили десятки двигателей разных объёмов и мощности, но их общей чертов оставалась надёжность. К примеру, на внедорожник Opel Frontera и седан Opel Omega устанавливались 4-цилиндровые двигатели Opel X20SE объёмом 2 литра, европейские водители остались ими более чем довольны. Среди долгоживущих оказался и 6-цилиндровый V-образный Buick 3800, что само по себе удивительно, поскольку он оказался сравнительно капризным. У себя на родине производитель собирал Chevrolet со ставшим легендарным Small Block V8.
Среди долгожителей от Volkswagen самыми известными являются дизельные моторы 1.9 TDI PD. Ими в своё время оснащалось немало автомобилей, как легковых, так и коммерческих, принадлежащих практически всем подразделениям концерна.
Toyota Crown, Toyota Supra, Toyota Tourer V – это далеко нем полный список автомобилей. На который устанавливался двигатель 1JZ-GE. Он был настолько выносливым, что свои плановые 400 тысяч километров выдерживал без особых проблем. Из него можно было легко выжать 400 лошадиных сил, и ресурс от этого почти не страдал.
На текущий момент отношение к двигателям BMW сложно назвать однозначным и целиком положительным. Даёт о себе знать погоня за мощностью и постоянное усложнение конструкции. Другое дело – BMW M30. Этот 6-цилиндровый рядный мотор без малого тридцать лет устанавливался на различные модели вплоть BMW 7 серии.
Honda Integra, Honda Accord и Honda Civic тоже могли похвастаться выносливой силовой установкой. Большую популярность по всему миру они получили в немалой степени именно благодаря четырёхцилиндровым двигателям D16 и D15. Устанавливать их стали в 1984 году, а сняли с производства в 2005. Мотор с крайне простой конструкцией был практически неубиваем, мог ремонтироваться чуть ли не в поле, а капитальный ремонт был очень доступным.
Впрочем, некоторых энтузиастов не удовлетворяют даже выносливые моторы, им нужны самые мощные, поэтому они устанавливают в автомобили танковые двигатели.