Противокорабельные ракеты считаются едва ли не самым эффективным средством для борьбы с военным флотом, а начало их использованию было положено ещё во время Второй мировой войны. Правда, на половине пути этот вид вооружений едва не забросили, поскольку многими странами противокорабельные ракеты считались бесполезными.
Прародители противокорабельных ракет
Военные корабли всегда представляли большую угрозу, поэтому постоянно изобретались всё более изощрённые способы их поражения. В этом непростом деле сильно помогали торпедоносцы, боевые самолёты, способные нести на себе торпеды. Обычные бомбардировщики оказались малоэффективны, поскольку не могли сбрасывать бомбы с достаточно большой точностью. Впоследствии к торпедоносцам добавились пикирующие бомбардировщики, но уже во время Второй мировой войны применять самолёты для этих целей стало слишком опасно. Военные суда оснащались более совершенными средствами противовоздушной обороны, и попытка поразить корабль с большой долей вероятности заканчивалась большими потерями.
Ещё во время Первой мировой войны оружейники задумывались над вопросом, как увеличить точность авиационной бомбы и попасть ею в корабль, но с технической реализацией никак не складывалось. На тот момент не существовало технологий, при помощи которых можно было заставить бомбу отслеживать цель и планировать прямо на неё. Военные корабли упорно не хотели стоять на месте, а менять траекторию в полёте инженеры пока что не научились. Первыми кое-как решили эту проблему немцы.
Они разработали планирующую авиационную бомбу Henschel Hs 293, которая могла с достаточно большой точностью поражать движущуюся цель в море. Бомба оснащалась крыльями и реактивным двигателем, поэтому могла развивать приличную скорость, а благодаря рулевому управлению легко маневрировала. Правда, радиус её действия был небольшим, всего 32 километра, поэтому её приходилось запускать с самолёта, но при этом он находился вне зоны действия систем ПВО корабля и был в сравнительной безопасности. Вес авиационной бомбы составлял 500 килограмм, из которых 294 килограмма составляла непосредственно боевая часть. Заряда хватало, чтобы поразить судно водоизмещением до 4 тысяч тонн. Впервые управляемую авиационную бомбу применили в 1943 году, а управлялась она с борта самолёта через радиосвязь.
Считается, что управляемая авиационная бомба Henschel Hs 293 была прародителем современных противокорабельных систем, именно с неё и началась разработка этого вида вооружений. Впоследствии эстафету перехватили американцы, разработавшие ASM-N-2 Bat, но эта бомба стояла на несколько ступенек выше по своему уровню. Она оснащалась радиолокационной головкой самонаведения, поэтому могла самостоятельно корректировать курс и наводиться на цель. Эта технология оказалась настолько многообещающей, что ей стали уделять особое внимание. Были и другие не менее интересные проекты, но первую в мире противокорабельную ракету в современном её понимании построили в Советском Союзе.
Первая в мире противокорабельная ракета
Развитие собственного флота тоже ставило перед Советским Союзом непростые задачи. В частности, требовалось новое вооружение, способное надёжно и быстро поражать суда вероятного противника. Когда-то для этих целей использовали линкоры, но те оказались плохо приспособленными к выполнению назначенной им роли и постепенно были забыты. Предполагалось, что новым видом вооружений будут оснащаться перспективные военные корабли, так и появилась на свет П-15 «Термит».
Её разработку начали ещё в 1955 году, поставив перед МКБ «Радуга» непростую задачу. Военным требовалась универсальная ракетная система, которую можно было бы установить практически на любое судно, включая и сравнительно небольшие корабли. При этом эксплуатация комплекса должна была быть максимально простой, а его перезарядка – занимать как можно меньше времени. На разработку первого прототипа ушло около двух лет, а результат оказался действительно впечатляющим. Сама же ракета оказалась настолько эффективной, что находилась на вооружении вплоть до 2013 года.
П-15 «Термит» фактически представлял собой крылатую ракету. Её крылья складывались во время транспортировки и нахождения в пусковой установке, а в движение её приводил двигатель, работающий на жидком топливе. Выпускалась она в двух модификациях, а её радиус действия составлял 35-40 и 80 километров. Таких показателей в немалой степени удалось достичь за счёт отличной аэродинамики и высокой скорости (320 м/ч).
Противокорабельная ракета «Термит» разрабатывалась таким образом, чтобы она могла поражать даже большие корабли, поэтому её боевую часть сделали весьма достаточно мощной. В самой ранней модификации её вес составлял 340 килограмм, а в последующей – 490 килограмм. Сам заряд сделали комбинированным, наделив фугасную боевую часть кумулятивным эффектом. Это позволило наносить серьёзный урон кораблям, независимо от их водоизмещения и типа. В целом ряде случаев получаемые повреждения были фатальными. Впоследствии противокорабельную ракету переоборудовали, и она получила возможность нести на себе ядерную боеголовку.
Ракетные комплексы используются не только для нападения, но и для защиты от ударов с воздуха, в том числе при помощи ракет и беспилотников.