Вторичный автомобильный рынок России переполнен машинами всех форм и размеров, на любой вкус, цвет и кошелёк. Кузов, комфортабельность, мощность силовой установки, степень износа и прочие показатели становятся предметом пристального внимания при выборе, но безопасность традиционно игнорируется. Тем не менее она очень важна, и далеко не все автомобили на вторичке соответствуют даже минимальным требованиям.
Неэфемерная безопасность
Для тех, кто не особенно углубляется в тему, безопасность автомобиля представляется некоей абстрактной величиной, которую можно не принимать во внимание при покупке машины. На деле же от предпринятых производителем мер прямо зависит жизнь и водителя, и пассажиров. Не зря разработке способов пассивной и активной защиты уделяется столько внимания, но так было не всегда. Вплоть до 1920-х годов никто вообще не задумывался о том, что автомобиль может нести какую-нибудь опасность. Слишком быстро машины ездить пока не умели, да и слишком мало их было, чтобы о чём-то заботиться. Лишь к середине 1920-х годов производители стали думать об увеличении прочности кузова, да и то не для безопасности водителя, а ради сохранения дорогого транспортного средства.
Лишь во второй половине 1930-х годов стали задумываться о создании безопасного автомобиля, а потом произошли две мировые войны, и всем стало не до того. Согласно статистике, только в Соединённых Штатах за 1960-1970 годы в дорожных авариях погибло 456 и 507 тысяч человек соответственно. Только в 1970-х в конструкции автомобилей массово появились первые меры пассивной безопасности. Впрочем, ремни безопасности появились ещё в 1959 году в автомобилях «Вольво», но ими почти никто не пользовался, потому как было неудобно. Производители не собирались тратить лишние деньги и что-то менять в этом плане, а на государственном уровне всем было всё равно.
Ситуация с современными автомобилями более обнадёживающая. В их конструкции стали использовать сминаемые элементы, принимающие на себя ударную нагрузку во время аварии, силовой каркас серьёзно усилили, появились подушки безопасности, прочные дверные стойки и электронные помощники. Последние сейчас устанавливают даже в модели среднего ценового сегмента, и те помогают избегать ДТП: следят за слепыми зонами, обеспечивают экстренное торможение. Впрочем, серьёзно особо ничего не изменилось. Существуют организации, проверяющие безопасность автомобилей, и даже разработаны соответствующие стандарты, но они не обязательны к исполнению и даже не носят рекомендательный характер. Безопасность машин повысилась, но это скорее маркетинговый ход, повышающий привлекательность для покупателей. Лучше всего это заметно на вторичном рынке, где представлены модели разных лет множества производителей.
Fiat Punto
Fiat Punto – это очередная маленькая машинка от итальянского производителя, продолжательница идеи компактных автомобилей. Выпускалась она с 1993 по 2018 год, а последней проверкой на соответствие стандартам безопасности EuroNCAP состоялась в 2017 году. Любопытно, что последнее обновление хэтчбека состоялось в том же 2017 году, а предпоследнее – в 2005. Также интересно, что это был очередной рестайлинг, и никаких радикальных изменений в конструкции Fiat Punto не должно было случиться. Тем не менее в 2005 году хэтчбек показал хороший результат и заработал пять звёзд в общем рейтинге.
Бытует мнение, подкреплённое многочисленными примерами, что безопасность автомобиля прямо связана с его размером: мол, в таких машинах попросту не хватает места, чтобы обеспечить требуемый уровень безопасности водителя, пассажиров и пешеходов. По большей части, это утверждение соответствует действительности, но Fiat превзошёл ожидания. Вот только в 2017 году в тестах он набрал 0, по всей видимости, из-за изменения стандартов. Тогда это стало большой и скандальной новостью, но производителю, наверное, было безразлично. Через год выпуск Fiat Punto всё равно остановили.
Jeep Wrangler
Суровый внедорожник производился с 1986 года по настоящее время и является настоящим символом эпохи «проходимцев». Даже с завода безо всякого тюнинга он обладает отличными внедорожными качествами, а с некоторыми усовершенствованиями вполне способен отправиться в путешествие на край света. Одна из его отличительных черт – прочная конструкция, которая выдерживает солидные перегрузки во время преодоления серьёзных препятствий. Именно благодаря прочному шасси и кузову автотюнерам удаётся навесить на него множество дополнительных опций. Казалось бы, уж это гражданское подобие танка должно отлично показать себя на тестах, но реальность оказалась немного другой.
В 2018 году американский внедорожник пережил настоящий конфуз на тестах, устроенных IIHS (Страховой институт безопасности на дорогах США). По четырёхбальной системе он заработал только два балла, причём во время бокового удара с частичным перекрытием он вообще перевернулся, что является самым опасным моментом. При этом из-за съёмной крыши и дверей водитель с пассажирами могут спокойно вылететь из машины. Впоследствии эта история получила продолжение, когда другая организация оспорила результаты и потребовала провести испытания с другими параметрами. Тестирование провели заново, и Jeep Wrangler опозорился ещё раз с такими же самыми результатами.
Kia Picanto
Это близкий родственник Kia Rio, самое главное отличие которого – малолитражный двигатель. Тем не менее его качества оказались на высоте, и он ничуть не хуже, чем большой хэтчбек. Он оказался достаточно надёжным, нетребовательным к уходу и весьма экономичным. Самое интересное, что несмотря на свои небольшие размеры, он имеет довольно просторный салон и приличные ходовые качества. Правда, в России он слишком уж большой популярностью не пользовался из-за своих небольших размеров.
Поскольку это малолитражный автомобиль с весьма ограниченными размерами, можно было бы предположить, что его безопасность находится на весьма посредственном уровне. Тем не менее хэтчбеку уделили достаточно внимания и поработали над его архитектурой, чтобы он смог показать средние результаты тестирования. Он заработал три звезды из пяти, а меньше всего – за активную безопасность.
Renault Duster
Это один из самых популярных автомобилей на российском рынке, и не только на нём. Renault Duster оказался хоть и не без проблем, но достаточно надёжным, поэтому и спрос на него был большим, а сейчас его можно в большом количестве найти на вторичном рынке. С надёжностью у него всё так же, как и со всем остальным – бюджетно. В тестировании кроссовер заработал три звезды, причём и в первом, и во втором поколении. Самым слабым местом тоже оказались активные системы безопасности.
Хоть с безопасностью у Renault Duster и оказалось не очень хорошо, но это никак не повлияло на его модификацию в кузове пикап, которая оказалась невостребованной на рынке.