В своё время электромобиль Tesla стал буквально прорывом в создании машин на электрической тяге. Каждая его деталь была новшеством, а некоторые из них не перестали быть таковыми и сейчас. Речь прежде всего идёт об автопилоте, активно продвигаемом производителем, и о сопутствующих системах. Они становятся прямой или косвенной причиной немалого количества аварий.
Автопилот и человек
До недавнего времени система, которую Tesla активно продвигала и называла автопилотом, была не более чем продвинутой версией круиз-контроля. Она опиралась на систему камер и датчиков, установленных в электромобиль и обеспечивающих круговой обзор. Для обработки всех данных и принятия решений на дороге отвечает компьютеризированная система с большой производительностью. Вот только делает она это не всегда и не совсем корректно.
При совпадении ряда условий бортовая система не может правильно распознать находящиеся впереди и рядом объекты. Это происходит, к примеру, при сильной освещённости и заветах, что даже привело в какой-то момент к аварии – Tesla «не заметила» движущийся впереди транспорт. Всё упирается в несовершенство программного обеспечения и технических средств, фиксирующих окружающую обстановку, они ещё не достигли требуемого уровня, но при этом постоянно развиваются в нужном направлении.
Казалось бы, это само по себе является проблемой, но некоторые водители пытаются усугубить её ещё больше, используя бортовую систему для пилотирования машины в полностью автоматическом режиме. Несмотря на заявления производителя о том, что автопилот не может пока работать без контроля со стороны водителя, не прекращаются попытки именно это и сделать. Разработчики снабдили электромобиль защитой, отключающий автопилот при отсутствии водителя, но «смелые энтузиасты» нашли способ её обойти, чтобы не сидеть за рулём.
«Защита от дурака»
Разработчики снабдили электрокар системой, определяющей находящегося за рулём водителя. Она заключается в фиксации показаний датчиков, расположенных на руле, при этом система определяет, что человек держится за руль и ведёт машину сам. Как только показатели изменяются, автопилот сразу же отключается. В сочетании с контролем дверей, при открытии которых система тоже отключается, это должно было предотвратить использование автопилота без водителя.
От установки более совершенной системы, фиксирующий вес водителя или его изображение, Илон Маск отказался, вероятно, будучи слишком хорошего мнения о человеческом благоразумии. Тем не менее он оказался очень сильно неправ, желающих обмануть систему оказалось на удивление много. Одно издание решилось на эксперимент, чтобы проверить многочисленные сообщения водителей о работающем без водителя автопилоте.
Эксперимент проводили в «тепличных» контролируемых условиях на автомобильном полигоне. Специалист издания сел за руль «Теслы», предварительно застегнув ремень безопасности и положив его на кресло, начал движение и включил автопилот. С включённой системой пилотирования он сбросил скорость до нуля и подвесил два рулона изоленты к спицам рулевого колеса, чтобы имитировать движение рук во время езды. Убрав руки с руля, он просто увеличил скорость при помощи кнопок и перелез на заднее сидение, дальше электромобиль ехал вперёд без водителя. Такого же эффекта умельцам удавалось добиваться при помощи бутылок с водой, закреплённых на руле, или же фруктов в рулевом колесе.
Обман и последствия
Причиной столь большого ажиотажа вокруг Tesla стала произошедшая 17 апреля 2021 года авария в Хьюстоне, когда электромобиль вылетел за пределы дороги и загорелся. Водителя на пассажирском сидении не было, скорее всего, автопилот обманули приведённым выше способом или аналогичным ему. Оба человека на пассажирском переднем и на заднем сиденьях погибли.
Это и подхлестнуло многочисленных энтузиастов, решивших попробовать «покатушки» в автоматическом режиме. Тут же нашлись и те, кто давно открыл такой способ передвижения и успешно им пользуется. При этом никто не задумывается о последствиях подобных действий: над автопилотом пока что ведётся активная работа, даже последняя его версия периодически ошибается. Об этом говорят многочисленные водители, которые остались целы и невредимы только потому, что сидели за рулём и сумели вовремя отреагировать на действия автомата. Одних он пытался увести на встречную полосу, у других – повернуть прямо в поток машин или припарковаться в зад уже припаркованному автомобилю.
Водители стали искать и другие изъяны в системе автопилота, в частности в распознавании дорожных знаков. В Tesla решили отказаться от электронных карт и следования на них расположенным знакам, как от тупиковой ветви в развитии. Автопилот пользуется камерами для распознания знаков, «додумывая» надписи на них, если обозначения отличаются от стандартных и не распознаются правильно. Ведь дорожный знак может выцвести или вообще оказаться повреждённым. Поэтому водители начали заклеивать знаки изолентой, чтобы сбить автопилот с толку.
Такая тактика сработала: автопилотом тройка на знаке распознавалась как восьмёрка, если посредине налепить горизонтальную полоску или же продолжить вертикальное закругление. Правда, непонятно, зачем вообще это над было делать. Система пилотирования верно распознавала повреждённые обозначения и просто интерпретировала их, подбирая наиболее подходящий вариант. То же самое сделал бы и человек, находящийся за рулём.
Электромобиль Tesla является первопроходческом среди машин с электрическим приводом. Вероятно, поэтому периодически с ним случаются всевозможные неприятности, такие как подвеска, развалившаяся прямо во время движения.