Иногда по дорогам приходится перевозить очень необычные грузы, содержимое, размер или форма которых выбивается за рамки привычных представлений. На огромных тягачах в разное время уже успели перевезти огромную цистерну, настоящий жилой дом, ядерный реактор и огромные лопасти от ветряных генераторов. Последним же удивительным грузом стала немецкая подводная лодка.
Военная экзотика
Военная техника сама по себе считается большой экзотикой, на которую стоит посмотреть хотя бы потому, что она вообще существует, а уж подводная лодка – это вообще практически эксклюзив. Любой музей военной техники, что в России, что в других странах, готов многое отдать, чтобы только поставить к себе во двор подобный памятник. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Музей техники, расположенный в городе Зинсхайм, Германия, захотел иметь подобную игрушку.
Представители музея узнали о существовании подводной лодки U-17 ещё в 2021 году. Она как раз находилась в доках в городе Вильгельмсхафен, в северо-западной части Германии. Ещё в 2010 году подводную лодку списали и отправили на покой, на длительное хранение. По современным стандартам она катастрофически устарела, ведь её построили ещё в начале 1970-х годов, а в 1973-м бундесвер принял её на вооружение. На тот момент U-17 считалась одной из лучших подводных лодок, поскольку обладала отличной скоростью, хорошей манёвренностью, да и вооружением не была обделена. Её строили специально, чтобы сопровождать конвои и атаковать надводные корабли. На тот момент это было лучшее достижение военных конструкторов, но когда на вооружение поступила новая техника, подводную лодку U-17 отодвинули на задний план. В конечном итоге она оказалась никому не нужна и долгое время ржавела в доке.
Долгая дорога на экспозицию
Детали последовавшей сделки между военными и сотрудниками Музея техники в Зинсхайме неизвестны. То ли они купили подводную лодку, то ли им её просто подарили, хотя вряд ли. Как бы то ни было, после того как соответствующее соглашение было достигнуто, сотрудникам музея пришлось приложить немало усилий, чтобы спланировать путешествие подводной лодки из дока, где она пребывала вот уже много лет, прямо к порогу музея. Проект оказался гораздо сложнее, чем предполагалось с самого начала. Музею пришлось думать о множестве различных мелочей и едва ли не каждый свой шаг согласовывать с правительством. Чтобы преодолеть десятки инстанций и бюрократических преград, сотрудникам музея потребовалось целых два года. И только после этого они смогли начать реализацию масштабного проекта.
За всё время, проведённое в доке, подводная лодка полностью утратила работоспособность. Были большие сомнения, остался ли её корпус герметичным, зато насчёт двигателей и всего остального сомневаться не приходилось. Запустить всё это было просто невозможно. В итоге пришлось соорудить большой понтон и при помощи подъёмных механизмов водрузить подводную лодку прямо на него. Ни о какой быстрой перевозке никто даже не заикался.
Состояние понтона и подводной лодки приходилось контролировать едва ли не ежеминутно, чтобы её не перевернуло волнами и не опрокинуло сильным порывом ветра. На понтоне подводная лодка плыла большую часть пути, её тянули на буксире сначала по морю вдоль побережья в Роттердам, а оттуда уже по реке вглубь Германии, поближе к музею. Впрочем, всё это было просто, сложности начались, когда подводную лодку U-17 спустили с понтона на берег.
Даже спуск лодки с понтона оказался чрезвычайно проблематичным. Подводная лодка оказалась слишком большой, неудобной и неустойчивой, чтобы её можно было просто так сдвинуть с места. С каждым движением она пыталась завалиться на бок. В любом случае, со спуском на сушу проблем стало только больше. Перемещением U-17 занималась специализированная транспортная компания, но даже им всё далось очень непросто.
Подводную лодку кое-как сгрузили на берег и установили на огромную грузовую платформу, которая опиралась на 240 колёс. В дальнейшем же каждый пройденный метр становился большим приключением. Субмарина имела длину 90 метров при высоте 10 метров, и она никак не вписывалась в многочисленные подъёмы и повороты. 90-метровую громадину было сложно поднять в гору или спустить с холма из-за большой длины и кривизны дороги, когда часть колёс платформы так и норовили подняться в воздух.
Проще всего было ехать по ровной скоростной магистрали, но на неё выезд попросту не разрешили. Во-первых, из-за огромных размеров, а во-вторых, из-за слишком маленькой скорости. Ехать пришлось по обычным дорогам, часто по просёлочным, а также непосредственно через несколько городов. По словам самих специалистов, которые потом делились впечатлениями о необычной поездке, это была самая худшая часть путешествия, продлившегося целых 15 месяцев. Работники транспортной компании с особым ужасом вспоминали каждый поворот дороги, особенно когда им приходилось пересекать города. Немецкие улицы довольно узкие и часто поворачивают практически под прямым углом, и протащить через них 90-метровую подводную лодку казалось почти невозможным.
Впрочем, по словам самих рабочих, больше всего переживаний доставляли не узкие городские дороги, а мосты. Некоторые дороги проходили прямо под мостами, и объехать их было невозможно. Вместе с платформой подводная лодка имела высоту более десяти метров, и мосты были для неё слишком низкими. Мосты, конечно, никто разбирать не разрешил, поэтому подводную лодку пришлось наклонять на бок с риском вообще уронить её с грузовой платформы.
Последний этап этого непростого путешествия его организаторы превратили в большое представление, чтобы привлечь как можно больше внимания к самому музею. На заключительном участке пути на подводную лодку пришли посмотреть десятки тысяч зрителей. В итоге всё это превратилось в большой и шумный парад с музыкальным сопровождением.
Как сообщила дирекция музея, затраты на перевозку подводной лодки превысили сумму в два миллиона евро. Её собираются полностью отреставрировать и представить зрителям в её оригинальном виде. По крайней мере, почти в оригинальном. Внутренние проходы расширят, чтобы ими смогли без проблем пользоваться посетители, а в интерьере используют личные вещи моряков. Эту часть экспозиции планируют открыть к лету 2025 года.
Современные атомные подводные лодки сильно отличаются от своих предшественников, обладают гораздо большей ударной мощью и автономностью.