Ramform Titan: Сейсмологический разведчик с 200-тонным хвостом

Вода занимает большую часть поверхности земли и скрывает под собой много важного и интересного. Изучение подводного ландшафта даёт обширный материал для исследователей, позволяет разрабатывать труднодоступные месторождения полезных ископаемых, может заранее предупредить о землетрясении и цунами. Конечно, для изучения всего этого пришлось построить специализированные суда, а самыми большими и совершенными являются исследовательские корабли типа Ramform Titan.

Морские исследования

Изучение морского дна сопряжено с огромными трудностями. Большая глубина и солёная вода создают неимоверные сложности для учёных, и преодолеть их очень непросто. Даже кабель для питания и удалённого управления приходится использовать бронированный, а сами подводные аппараты представляют собой сверхзащищённые капсулы. К тому же, они не могут исследовать сразу большую площадь, поэтому на этот процесс требуется немало времени и сил.

Поскольку спрос на подобные работы чрезвычайно велик, возникла мысль о создании судов нового класса, которые будут заниматься изучением морского дна и геологических структур, находящихся под его поверхностью. Построенные корабли пользовались большим спросом, но со временем стало очевидно, что им всё сложнее удовлетворять растущие потребности промышленности. Поэтому компания Petroleum Geo-Services, чья сфера деятельности – сейсмическая и геологическая разведка, решила построить сразу четыре инновационных корабля.

Прародитель

В качестве прообраза для кораблей нового типа использовали разведывательное судно Marjata, стоящее на вооружении Военно-морских сил Норвегии. Его главная отличительная черта сразу бросается в глаза – это массивный треугольный корпус. Своей формой он чем-то напоминает огромный плавающий утюг, сильно расширяющийся к корме.

Форма эта была выбрана совсем не случайно. Дизель-электрическая силовая установка находится в носовой части, а с винтами её связывают короткие валы. В совокупности с треугольной формой это позволяет сильно понизить уровень вибрации и, соответственно, фоновые шумы. В случае с «Марьятой» это имеет решающее значение, поскольку придаёт большую устойчивость и повышает чувствительность гидролокационного оборудования.

Конструкция «Марьяты» оказалась уникальной, а эксплуатация показательной. Именно поэтому необычную идею использовали ещё раз для постройки теперь уже исследовательского судна.

Сейсмографические суда Ramform

Компания PGS новыми исследовательскими судами пополнила собственный флот, аналогов которому на сегодняшний день нет нигде в мире. Первым судном в этой серии стал Ramform Explorer, спущенный на воду в 1995 году. Фактически, он был очень похож на «Марьяту», разве что предназначался для мирных целей и оснащался соответствующим оборудованием. Четыре последующих корабля разрабатывались с использованием уже более современных технологий и данных, полученных в ходе эксплуатации Explorer’а, они получились куда более совершенными.

Строили их на верфях Mitsubishi в японии. Первый корабль сошёл со стапелей в 2013 году, а остальные три в 2014, 2016 и в 2017 соответственно. Причём последние два были модернизированы.

Исследовательские суда типа Ramform Titan получились достаточно большими. При ширине кормы 70 метров и длине 104 метра, их водоизмещение составляет 8 000 тонн, а максимальная скорость – 16 узлов (29,63 км/ч). Приводит их в действие дизель-электрическая силовая установка: электрическую энергию обеспечивают шесть дизель-генераторов, те в свою очередь приводят в движение три электродвигателя мощностью по 6 мегаватт каждый, а также 2,2-мегаваттное подруливающее устройство. Всё это электрического хозяйство вместе с остальным оборудованием потребляет 26 мегаватт.

На борту исследовательских судов типа Ramform Titan установлено немало сейсмического и геодезического оборудования, но основная его часть, сейсмические косы, смотана на 24 огромных барабанах. Они располагаются на корме и во время исследований разматываются, образуя единую сенсорную сеть. Сейсмические косы состоят из многочисленных датчиков разного назначения, благодаря своей конструкции они никогда не запутываются и не нахлёстываются друг на друга.

Чтобы привести сеть в рабочее положение, необходимо немало времени, в итоге она далеко выходит за пределы ширины судна, при этом каждая коса удерживается параллельно остальным. После развёртывания площадь сенсорной сети превышает 12 000 квадратных метров. При этом корабль превращается в буксир, который тянет за собой длинные хвосты общей массой 220 тонн. Движется он со скоростью 4,5 узла и даже не может быстро развернуться, радиус разворота составляет несколько километров.

Исследования в открытом море могут продолжаться до четырёх месяцев. В это время 10 исследователей и до 60 человек экипажа вместе с обслуживающим персоналом имеют возможность не только работать, но и как следует отдыхать. Для них на борту есть баскетбольная площадка, сауна, тренажёрный зал, большой салон для отдыха и целый три кинотеатра.

Конечно, за неимоверное количество уникального исследовательского оборудования потребовалось хорошо заплатить. Точную стоимость владелец не озвучивал, но специалисты оценивают её не менее чем в 500 миллионов долларов за каждый корабль.

Некоторые исследовательские суда намного опережают своё время, например, беспилотный дрон Saildrone, который в автоматическом режиме собирает данные о море и погоде.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓