Двигатель – самый высоконагруженный агрегат во всём автомобиле. Ресурс его небезграничен, и мотор всё равно выходит из строя, а порой и гораздо раньше времени. Срок его эксплуатации, конечно, можно продлить, если придерживаться некоторых правил и рекомендаций, хоть иногда это не так уж и просто. Зато есть все шансы в несколько раз среднестатистический лимит.
Правило №1. Техобслуживание
Те из автовладельцев, кто недооценивает важность технического обслуживания, либо сильно переплачивают во время посещения автосервиса, либо часто меняют машину. Последним время от времени грешат владельцы прославленных внедорожников Land Rover. Они совершенно игнорируют необходимость в регулярной чистке, замене и профилактике, поскольку считают их вечными и надёжными, из-за чего автомобили приходят в полную негодность и занимают почётное место на свалке. С двигателями ситуация точно такая же.
В техническом паспорте каждого автомобиля производитель заботливо указывает рекомендации относительно периодов технического обслуживания, используемого топлива и технических жидкостей, а также времени их замены. Тот, кто следует этим рекомендациям, реже обращается в сервис и ремонтирует собственный автомобиль. Правда, есть один важный нюанс: стандартные схемы обслуживания касаются только нормальных условий эксплуатации, то есть они не про Россию. Запылённые российские дороги, российский климат, российская зима и российская же слякоть – это жёсткие условия эксплуатации, и обслуживать машину нужно чаще (в документации указано, как именно).
Один из главных нюансов в суровых российских условиях – правильный выбор масла. Именно качественное масло способно продлить срок эксплуатации двигателя, снижая трение его частей и уменьшая их износ. Специалисты советуют приобретать хорошие масла проверенных брендов, которые уже успели опробовать другие автомобилисты и убедиться в его характеристиках. При этом следует учитывать, что «брендовое» масло от именитых производителей часто подделывают, и определить подделку крайне сложно. Ещё один важный момент в масле – это его вязкость.
Важным параметром в работе любого двигателя является его температура. Во время перегрева происходит два катастрофических для двигателя события: от высокой температуры изменяются характеристики моторного масла, вплоть до его выгорания, а также под тепловым воздействием меняется геометрия некоторых деталей. И то, и другое до добра не доводит и намного снижает ресурс мотора. Единственный способ этого избежать – следить за исправностью охлаждающего контура. Охлаждающая система нигде не должна терять жидкость, у насоса и вентилятора производительность должна соответствовать потребностям мотора, а радиатор просто обязан быть чистым, без пыли, мусора и тополиного пуха.
Строго говоря, никто, кроме водителя, не может лучше знать, как именно работает двигатель его автомобиля. Водитель каждый раз заводит машину и каждый раз слушает двигатель, и даже если он совершенно ничего не понимает в технике, то сможет сразу услышать перебои в работе. Непривычный шум, стуки, свист, постоянная или периодически возникающая вибрация, посторонние звуки при включении или наборе скорости — всё это указывает на проблемы. Некоторые из них решаются быстро, другие же требуют времени на устранение, но позволяют избежать капитального ремонта, а то и вообще замены мотора. Слишком много внимания это не требует, но может сэкономить немало времени и сил, поскольку с двигателем маленьких проблем не бывает. Все они рано или поздно перерастают в нечто глобальное и дорогостоящее.
Правильная эксплуатация
Ни один хороший владелец не гоняет своих лошадей до потери пульса, но немало автомобилистов считают за правило выжимать из своей машины всё, на что она только способна. Если автомобиль работает с большой нагрузкой или же на грани своих возможностей, даже короткое время, ресурс его двигателя расходуется с огромной скоростью. Из этого и родились рекомендации для тех, кто не собирается выкидывать свой мотор через 150-200 тысяч километров.
Быстрее всего выходят из строя двигатели спортивных автомобилей, поскольку из-за большого объёма и мощности испытывают огромные нагрузки. К счастью, на российских дорогах спорткаров не так уж и много, остальным же не стоит испытывать судьбу и проверять свою машину на прочность. Трогаться с места на высоких оборотах – последнее дело, а разгоняться сверх положенной скорости ещё и закон не позволяет. Чем спокойнее будет поездка и меньше нагрузка на двигатель, тем дольше он сможет работать и тем меньше будет вызывать проблем.
Нормальное топливо – тоже немаловажный момент, причём именно нормальное, а не ближайшее допустимое. Если уж для автомобиля производитель рекомендует как минимум 92-й, а лучше 95-й, то к 92-му вообще лучше не приближаться. На хорошем топливе мотор дольше сможет сохранить здоровье. Конечно, его качество сложно контролировать, но сейчас вполне можно найти информацию практически обо всех компаниях, торгующих ГСМ в разных регионах. Если постоянно заправлять машину в одной и той же сети, можно избежать многих проблем с топливом плохого качества и с непонятными присадками.
Одно из правил хорошего водителя – держать двигатель на средних оборотах, то есть в пределах допустимых значений. Вредят мотору и слишком низкие обороты, и слишком высокие, а золотой серединой считается диапазон в границах 1800–4000 оборотов в минуту. Низкие обороты хороши для бездорожья, высокие – для гонок, поэтому не стоит на трассе или в городской черте слишком часто уходить в экстремальные значения.
Впрочем, стартовать и останавливаться тоже нужно с умом. Специалисты не советуют водителям давать на двигатель нагрузку сразу же после поворота ключа. Мотор должен как следует прогреться, чтобы разные его части нагревались равномерно, а возникающие тепловые деформации не послужили причиной поломки. С остановкой та же самая история: двигатель должен остывать равномерно, на что ему понадобится несколько минут на холостых оборотах. Зимой ситуация со стартом двигателя схожая, но главное здесь – нагреть масло и не перегрузить мотор, когда оно холодное и слишком вязкое.
Дизельные моторы пользуются не меньшей популярностью, чем бензиновые, но при этом они требуют особого подхода и имеют много тонкостей в эксплуатации.