Огромный сейф – это обязательный атрибут любого настоящего банка. В банковских хранилищах могут находиться по-настоящему бесценные сокровища, поэтому они защищаются всеми доступными способами, включая тяжёлые и массивные двери. Причём некоторые из них настолько сложны и огромны, что вполне могут считаться настоящим шедевром монументального технического творчества. Одни из таких дверей находятся в бывшем канадском банке Dominion Bank.
Канадский банк
Канадский банк «Доминион» давно прекратил своё существование. Правда, проработал он достаточно долго, особенно по меркам современных компаний. Его основали ещё в 1871 году в столице провинции Онтарио, Торонто, а в 1955 году он был реорганизован, поскольку его объединили с банком «Торонто». С самого начала это был банк не для всех, он тщательно отбирал себе клиентов, предпочитая связываться с обеспеченными и респектабельными семьями, поскольку те могли обеспечить процветание компании и дальнейший её рост.
Впоследствии банк открыл несколько филиалов и занялся кредитованием промышленных компаний и коммунальных предприятий, а когда началась Первая мировая война, вкладывал деньги в производство вооружений и боеприпасов. Одним же из важных этапов в развитии банка можно считать его переезд в новое здание в 1879 году. Оно находилось там же, в Торонто, на пересечении улиц Кинг-стрит и Йонг-стрит. Самое же интересное, что «Доминион» превыше всего ставил свой имидж и старался как можно больше поднять его в глазах своих же клиентов. Поэтому его руководство решилось на беспрецедентный шаг – оборудовало банковское хранилище. Строго говоря, оно было совершенно лишним и не приносило никакой практической пользы, а единственным смыслом его существования была реклама. К банковскому хранилищу прилагалась огромная дверь, и банк её с удовольствием демонстрировал каждому встречному, подчёркивая надёжность вкладов и заботу о собственных клиентах.
Огромная дверь
Вот так и получилось, что дверь хранилища в банке Dominion Bank является одной из самых больших и тяжёлых в мире. Удивительно, что это плохо сочетается с её истинным предназначением, ведь фактически она должна была только вселять в клиентов уверенность в безопасности вкладов. Весила она немало – 40-45 тонн в зависимости от того, каким источникам доверять. Для сравнения, дверь хранилища в Федеральном резервном банке, расположенном в Кливленде, США, весит 42 тонны, а там действительно есть что защищать и прятать. Разработкой сейфовой двери занимался некий Фредерик Холмс, считавшийся большим специалистом в своём деле. Перед ним стояла довольно сложная задача: мало того что дверь должна была обладать большой прочностью и надёжностью, так ещё и не поддаваться любым попыткам взлома. Конечно, одним из требований был солидный размер, ведь дверь просто обязана была удивлять уже самим фактом своего существования.
Когда же она была готова, появилась не менее сложная проблема – тяжёлую дверь с рамой требовалось как-то привезти в банк. На тот момент доставка 40-тонного груза была действительно незаурядной задачей. Дверь везли на специально сконструированной для этих целей гужевой повозке. Она обладала чрезвычайной прочностью, а её колёса были гораздо шире обычных, только так под повозкой не продавливалась дорога. По всей видимости, сейфовую дверь пришлось сначала разобрать на несколько меньших частей, а потом уже везти к месту установки.
Созданная инженером сейфовая дверь представляла большой интерес, а её защитные свойства крылись не только в силе замков или толщине стали. Она имела петли очень необычной конструкции. Как только дверь запиралась, петли частично ослаблялись и часть веса переносилась вниз на раму. Даже если взломщики каким-то чудом смогли бы отпереть все запоры, сначала им потребовалось бы поднять с пола 15-тонную конструкцию, а потом её ещё и отодвинуть. При нормальном открытии дверь приподнималась вверх непосредственно механизмом с минимальными усилиями.
Запирается огромная дверь при помощи кодового замка, конструкция которого до сих пор держится в секрете, её не поделились даже по прошествии более чем ста лет с момента её постройки. Кодовый механизм непосредственно связан с центральным колесом, а тот с системой из двадцати запоров цилиндрического сечения. Они радиально расходятся от центра и срезать их бесполезно, поскольку они выполнены из прочной стали и имеют солидную толщину. Пока хоть один из них цел, открыть хранилище физически невозможно. Табло кодового механизма скрыто от посторонних глаз в глубине двери, а посмотреть на него можно только через узкий глазок с линзой. Комбинация набиралась при помощи двух колёс на двери, после чего разблокировалось центральное колесо, открывающее запоры.
Впрочем, это был не единственный способ остановить желающих попасть внутрь. Вместе с кодовым замком работал и часовой механизм, и единственной его функцией было ограничить время, когда можно вообще открыть дверь. Он запускался в тот момент, когда хранилище запиралось, и пока на циферблате не наступало определённое время, замок невозможно было открыть, даже если знать кодовую комбинацию. Из-за больших размеров и сложной конструкции открыть и закрыть сейфовую дверь было не так уж и просто. Перед открытием требовалось опустить участок пола прямо напротив двери, после набора кода отпереть запорный механизм, а потом при помощи колеса приподнять дверь, и только после этого её можно было отодвинуть и зафиксировать в открытом состоянии. Конечно, механизм двери постоянно обслуживался, но даже с учётом этого он без проблем проработал вплоть до 2000, после чего отправился на капитальный ремонт.
Это произошло, когда само здание подвергли полной реконструкции, а потом на месте банка открыли отель. Само помещение хранилища полностью утратило свой смысл, но ему нашли отличное применение. В нём открыли зал ресторана, создав таким образом эксклюзивную и очень необычную обстановку.
Бронированные двери используют не только в банках, но и в полицейских машинах в виде укрытия, за ними прячутся полицейские от пуль во время перестрелки.