Вторая мировая война была богата на события и исторические решения, но некоторые детали выпали из контекста и плохо известны широкой общественности. Одна из них касается легенды того периода – камикадзе. О камикадзе слышали многие, кто-то даже знает, чем именно они отличились. И лишь некоторые в курсе, что они отправлялись на последнюю войну не только на самолётах, но и на подводных лодках.
В последний бой
Своим существованием камикадзе как явление обязаны прежде всего тому мировоззрению, которое всячески поощрялось и воспитывалось государством. Ещё со школьной скамьи воспитывались представления о том, что ради собственного императора человек должен при необходимости пожертвовать всем, в том числе и собственно жизнью, если того потребуют обстоятельства. И это считалось не просто честью, но первейшей обязанностью. Во время Второй мировой войны это переросло в феномен камикадзе, когда самолёт волею командования и пилота фактически превращался в летающую бомбу.
В ряды камикадзе набирали далеко не всех, предпочтение отдавали молодым, горячим и радикально настроенным людям, готовым ради императора выполнить практически любой приказ. Причём это были не первые сыновья в семье, те должны были стать наследниками, поэтому сразу же исключались из набора. Эффективность работы камикадзе была очень велика. Хоть статистические данные Японии и Соединённых Штатов разнятся, но счёт идёт на десятки уничтоженных судов.
В истории камикадзе есть и малоизвестная страница, а широкого распространения информация по ней не получила лишь по той причине, что особенных успехов у Японии здесь не было.
Подводные камикадзе
Летом 1942 года у атолла Мидуей состоялось самое важное сражение в войне на Тихом океане. За несколько дней Япония потеряла несколько тяжёлых авианосцев и две с половиной сотни самолётов, что нанесло японским вооружённым силам серьёзный урон. Начало же истории положили два японских подводника. Их настолько впечатлило поражение на Мидуей, что они решили предложить собственный способ, позволявший незаметно атаковать военные корабли. По их мнению, для этого вполне подошёл бы компактный подводный аппарат, нечто среднее между субмариной и большой торпедой.
Они попытались сделать чертежи, но их знания явно не хватало, поэтому подводники обратились к конструктору Военно-морского арсенала. Тому идея показалась интересной, и он взялся за её разработку. Разумеется, это не была полноценная подводная лодка, но и от торпеды она ушла довольно далеко. Конструктор создал достаточно компактный, простой в производстве и сравнительно дешёвый подводный аппарат. Когда проект был готов, он напрямую обратился к министру, чтобы решить вопрос с подготовкой прототипа и возможным серийным производством.
Удивительное дело, но столь авантюрный проект прошёл. Вероятно, сказалось непростое положение, в котором на тот момент находилось командование, а лодка для камикадзе стала хоть каким-то просветом. Как бы то ни было, проект получил поддержку, и началась кропотливая работа по шлифованию чертежей и устранению недоработок. Проектные работы заняли ещё год, а в 1944 началась постройка первых «Кайтенов».
«Кайтен» представлял собой длинную и узкую сигару с единственным гребным винтом позади. От торпеды он получил боевой заряд: тот находился в головной части и приводился в действие самим пилотом, второй взрыватель был связан с глубиномером и активировался по достижению максимальной глубины. От подводной лодки «Кайтену» достался способ управления. Глубина погружения регулировалась при помощи рулей, а плавучесть можно было уменьшить, заполняя забортной водой две цистерны в кормовой части. Правда, пилот при этом действовал практически вслепую, поскольку из всех приборов у него был только компас, а имеющимся перископом он мог пользоваться всего лишь в течение нескольких секунд. В противном случае лодку могли обнаружить и расстрелять на большом расстоянии.
Максимальный диаметр «Кайтена» составлял всего лишь около метра, свободного места внутри практически не было, но о хоть каком-то удобстве для пилотов никто даже не думал. Считалось, что в этом случае удобство не имеет никакого значения, лишь бы поместился. Внутри не было даже света, в процессе обучения будущие пилоты заучивали расположения рукояток управления, чтобы потом находить их вслепую. Предполагалось, что запускать «Кайтены» будут с подводных лодок, которые предварительно должны фиксировать вектор по направлению к кораблям на стоянке возле побережья. Пилоты забирались внутрь, а потом отправлялись в самостоятельное плавание в один конец.
Подводные аппараты постоянно модернизировались, было много экспериментальных прототипов и мини-субмарин. Всего же подготовили три версии кайтенов. Самая первая из них оснащалась зарядом весом полторы тонны, чего должно было хватить на корабль практически любого размера и конструкции. У последних «Кайтенов» заряд был в три раза больше. Первые боевые испытания прошли в середине 1944 года, когда возле атолла Улити Япония атаковала американский флот. Вернее, попыталась атаковать. Одну подводную лодку обнаружили в пути и затопили, поэтому до места назначения добрались лишь две в сумме с восьмью «Кайтенами» на борту. Три подлодки пустили ко дну, предварительно вытащив из них пилотов, поскольку на них обнаружили критические неисправности. Из пяти оставшихся в цель попала лишь одна, но потопила не авианосец, как посчитало командование, а танкер.
Как показали дальнейшие события, «Кайтены» оказались неэффективными. Лишь единицы доплывали до цели, многие просто тонули по пути: одни ломались, поскольку конструкция оказалась очень ненадёжной, у других заканчивался кислород. Японская статистика зафиксировала 32 потопленных ими корабля, но эти данные, скорее всего, сильно преувеличены.
Самый известный в мире линкор «Ямато» тоже не показал себя во время войны, он бесславно был потоплен, а все усилия по его созданию пошли насмарку.