Гонка за пятым поколением истребителей наделала много шума по всему миру. В России тоже есть свой «пятый» — многоцелевой истребитель Су-57, который изначально назывался Т-50. Правда, этот проект был не первым перспективным истребителем пятого поколения, под конец существования Советского Союза в конструкторском бюро МиГ разрабатывали проект тяжёлого истребителя МФИ, оставшегося в итоге даже без имени.
Российское пятое поколение
Первым и пока что единственным российским истребителем пятого поколения стал Су-57. Работа над ним стартовала ещё в 2001 году, и работа над ним сильно затянулась. Сначала специалисты пытались понять, что именно они хотят от истребителя нового поколения, а потом решали множество технических проблем. Как впоследствии оказалось, для создания самолёта подобного класса очень многого не хватало, например, двигателя или электронных систем, а немалая часть компонентов вообще в стране не производилась.
Первый лётный прототип, получивший имя Т-50, поднялся в воздух в 2010 году, и лишь через год Су-57 смог развить скорость выше скорости звука. В первом приближении новый многоцелевой истребитель был готов к осени 2016 года, а в 2022 его модернизировали и установили принципиально новое оборудование, включая и интеллектуальные системы поддержки экипажа. На текущий момент он находится в серийном производстве. За 2022–2023 год было выпущено 18 истребителей, но производство постоянно наращивается, и сколько выпускается их сейчас, сказать сложно.
Су-57 – самый современный многоцелевой истребитель на вооружении ВКС РФ. Он оснащён новым, довольно компактным для своей мощности двигателем и может снаряжаться целым арсеналом вооружений для нанесения ударов по воздушным, наземным или надводным целям. В четырёх оружейных отсеках он может нести бомбовую нагрузку, ракеты средней и большой дальности, а при необходимости может оснащаться дополнительными съёмными подвесами. Как бы то ни было, но на его месте мог оказаться другой самолёт, и тогда история военного самолётостроения пошла бы по совершенно иному пути.
МиГ-1.44 (МФИ)
История этого неординарного истребителя началась ещё в 1983 году. Для разработки новых технологий и ради создания перспективного истребителя открыли «Комплексную целевую программу», в рамках которой планировали построить самолёт нового поколения. Под него собирались разработать новый мощный двигатель и бортовую радиолокационную систему, а также полностью пересмотреть систему вооружений. Даже в том случае, если многофункциональный фронтовой истребитель (МФИ) не приняли бы на вооружение, всё равно все оказались бы в выигрыше с целым списком новейших технологий в руках.
Конструкторам пришлось полностью пересмотреть свой подход к созданию истребителей. К примеру, они отказались от массового использования композитов. Конечно, новые прочные и лёгкие материалы позволяли существенно снизить вес самолёта, но при этом композитные детали не поддавались ремонту, и их приходилось заменять полностью. В новом самолёте основу конструкции составляли алюминиево-литиевые сплавы, титан и сталь. Композитные материалы использовались лишь для изготовления переднего оперения, панелей крыла и некоторых других элементов. Также для истребителя подготовили новые двигатели, причём они были полностью готовы к эксплуатации. Их гоняли на «летающей лаборатории», основанной на МиГ-25, провели лётные испытания и завершили отладку.
Согласно теоретическим выкладкам, с ними максимальная скорость должна была составить 2,4 Маха, а крейсерская без использования форсажа – 1,6 Маха. Управлению же уделили особое внимание. По замыслу конструкторов, самолёт должен был обладать чрезвычайно высокой маневренностью, а для улучшения показателей установили дополнительные управляющие плоскости. Вместе с усовершенствованным бортовым оборудованием и двигателями с поворотными соплами управление самолётом не должно было быть слишком уж сложным.
Одной из интересных деталей являлся целый ряд технических мероприятий, позволяющих снизить заметность истребителя для радаров. Самые заметные детали конструкции были экранированы, на поверхность фюзеляжа и крыла планировалось нанести специальное покрытие, поглощающее электромагнитные волны, а фюзеляжу придали более подходящую форму. Причём речь шла не о невидимости, а о снижении заметности, поскольку все понимали, что совместить эти технологии с высокой скоростью и маневренностью невозможно чисто технически.
На МиГ МФИ не успели установить какое-либо вооружение, но предполагалось оснастить истребитель целым арсеналом. Список включал в себя большую часть из существующих на тот момент ракет класса «воздух-воздух» и «воздух-земля», а также свободнопадающие бомбы. И всё это размещалось во внутренних отсеках. Внешние подвесы тоже были, но их использовать планировали только в крайних случаях, чтобы не увеличивать заметность самолёта. По той же причине внутрь фюзеляжа поместили 30-миллиметровую автоматическую пушку.
Несбывшиеся перспективы
Проблемы у проекта МиГ МФИ начались ещё до развала Советского Союза. Ставший во главе СССР Михаил Горбачёв активно трудился над разрушением обороноспособности страны, и в какой-то момент проекту сильно урезали финансирование. Нельзя сказать, что работы от этого полностью остановились, но они сильно замедлились. После окончательного распада Советского Союза проект по созданию перспективного истребителя поставили приоритетным направлением в развитии и даже назначили ему финансирование. Правда, только на бумаге, строить новейшие военные самолёты никто не собирался.
Тем не менее специалисты МиГ в инициативном порядке продолжали развивать проект исключительно собственными силами. Несмотря на полное отсутствие финансирования и отсутствие хоть какой-то поддержки, к 1997 году им удалось полностью собрать планер, установить на него двигатели и минимум оборудования, необходимого для полётов. В начале 1999 года был представлен прототип истребителя, а год спустя провели его лётные испытания. Впрочем, ситуацию это не спасло, и проект МиГ МФИ окончательно закрыли в 2002 году, потому как к тому моменту самолёт морально и технически устарел. Фактически истребитель даже собрать не смогли как следует, не то что дать ему название.
Несмотря на то, что технологии «невидимости» становятся всё менее актуальными, Соединённые Штаты делают на них большой упор и возлагают большие надежды.