Китайское пятое поколение – тёмная лошадка среди истребителей

Сложно переоценить роль военно-воздушных сил для обороноспособности каждой страны, поэтому обычно в их создание вкладывают огромные средства. При этом если государство может позволить себе разработать собственные боевые самолёты, оно всеми силами старается развить эту отрасли. Не является исключением и Китай. На текущий момент на вооружении Китая стоит истребитель пятого поколения Chengdu J-20 собственной разработки.

Не скопировано

Китай уже долгое время упорно наращивает собственную обороноспособность, в том числе и совершенствует свои военно-воздушные силы. Для того чтобы построить собственный современный истребитель, китайские специалисты потратили много сил и десятилетия усилий, а началось всё с советских и российских истребителей. На тот момент Поднебесная активно поднимала свою промышленность самым простым из доступных способов, а именно, копировала чужие технологии и строила на их основе что-то своё. Разумеется, не обходилось без скандалов, и с участием России в том числе, но теперь у Китая имеется свой собственный высокотехнологичный самолёт.

Учитывая, что в не столь отдалённом прошлом китайская промышленность «копировала правильно» всё, что попадалось под руку ценного и интересного, появление Chengdu J-20 для многих оказалось громом среди ясного неба. Этого не ожидал никто. Тем не менее истребитель слишком сильно отличается от современных разработок из других государств, поэтому и не приходится говорить о создании клонов. Впрочем, некоторые ничуть не сомневаются, что в основу легли не только свои, но и заимствованные технологии. По крайней мере, ходили слухи о сбитом в Югославии американском штурмовике F-117. Якобы, его обломки были изучены китайскими специалистами, а полученные данные использованы в дальнейшей работе. Правда, официальных подтверждений этим слухам нет.

Поначалу о существовании проекта современного истребителя пятого поколения никто не знал, официальных заявлений не было, а верить или нет слухам, мог решать каждый сам для себя. Официальное подтверждение Китай дал только в конце 2010-х годов, заявив о разработке перспективного боевого самолёта. Его строительство было завершено ориентировочно в 2009 или 2010 году, и вплоть до начала 2011 года продолжались работы по его доводке и подготовке к лётным испытаниям.

Истребитель Chengdu J-20

Хоть истребитель прямо и не похож ни на один аналог из других стран, в нём есть некоторые намёки на российские или американские корни. К примеру, аэродинамическая схема похожа на МиГ 1.44, а воздухозаборники напоминают об американских истребителях. Длина самолёта составляет примерно 23 метра, а его компоновка сделана по классической схеме. Радиоэлектронное оборудование и кабина пилота находится в передней части, а хвостовое оперение без стабилизаторов разделено на два киля. Для стабилизации полёта используется дополнительное оперение в передней части, размещённое сразу за воздухозаборниками, а в кормовой части находится два реактивных двигателя. В Chengdu J-20 конструкторы постарались максимально уменьшить отражённый от истребителя сигнал радаров, поэтому им пришлось убрать большую часть держателей для вооружения, а вместо них добавить грузоотсеки.

Согласно некоторым источникам, истребители получили турбореактивные двигатели Xian WS-15 с форсажной камерой, выпущенные в Китае. На первые прототипы устанавливались двигатели российского производства АЛ-31Ф. Точные их характеристики неизвестны, поэтому о лётных характеристиках судить сложно. Максимальный взлётный вес истребителя составляет 35 тонн. При этом дальность действия Chengdu J-20 составляет 3400 километров, максимальная скорость 2100 км/ч, а подниматься он может на максимальную высоту 16 километров.

К сожалению, официальной информации об электронном оснащении истребителя тоже нет. Тем не менее некоторые источники указывают на многократное дублирование бортовых систем, что должно намного повысить надёжность и отказоустойчивость, особенно во время ведения боевых действий. Также Chengdu J-20 должен был получить современные бортовые системы: РЛС с активной фазированной антенной, прицельно-навигационный комплекс, а также систему коммуникации с другими самолётами и со станциями, расположенными на поверхности. Благодаря этому самолёт сможет вести активный обмен информацией о текущих задачах, противнике и расположении целей.

По всей видимости, большая часть оружия располагается внутри грузовых отсеков. Количество креплений для систем вооружений уменьшено до минимума, а на крыльях их вообще нет. Такова современная практика: большую часть оружия нести скрытно, чтобы улучшить малозаметность самолёта. Поэтому внешними подвесами пользуются редко и только в случае крайней необходимости. В других самолётах делают точно также, а бомбы разных типов, управляемые и неуправляемые ракеты размещают внутри.

С момента начала испытаний в 2011 году многоцелевой истребитель Chengdu J-20 претерпел некоторые изменения. О внутренних никто не рассказывает, а снаружи конструкторы хорошо поработали над аэродинамикой. Судя по внесённым модификациям, он должны были улучшить аэродинамические характеристики и лётные качества. На текущий момент истребители Chengdu J-20 являются ядром военно-воздушных сил НОАК, а приняты на вооружение они были в 2017 году. Сравнить их с другими истребителями нет никакой возможности, поскольку вся информация об оснащении, вооружении, тактико-технических характеристиках официально подтверждена не была и находится на уровне слухов и сплетен.

В истребители пятого поколения вложили немало новейших технологий и превратили их в самые совершенные летательные аппараты в мире.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓