Как угнали МиГ-25, самый быстрый истребитель в СССР

Советские конструкторские бюро, работавшие в сфере самолётостроения, всегда удивляли способностью решать сложнейшие технические задачи и выдавать уникальные решения. В своё время МиГ-25 стал большим прорывом в военной авиации и даже сейчас считается одним из лучших отечественных самолётов. К тому же с ним связана настоящая детективно-шпионская история.

Самый быстрый

В первой половине 1960-х годов был начат проект по созданию принципиально нового истребителя. Он должен был превзойти всё, что на тот момент выпускала отечественная промышленность, достичь скорости в 3000 км/ч и летать на высоте 20 тысяч метров. Он задумывался как полноценный истребитель, способный выполнять весь список функций, полагающийся самолётам подобного класса. Истребитель, названный впоследствии МиГ-25, разрабатывался как ответ на появление у возможного противника (США) новых сверхзвуковых самолётов.

В 1964 году был завершён первый прототип Е-155П-1, который сразу же показал, что время на его создание было потрачено не зря. самолёт оказался совсем не похожим на своих предшественников: новая конструкция, новые системы вооружений и новые возможности. Целых пять лет продлились испытания, во время которых вносились коррективы и оттачивались новые технологии. Самолёт был принят на вооружение в 1970 году.

Самолёт сразу же привлёк к себе внимание на Западе, но о нём не было известно практически ничего, кроме факта его существования. Бытовало мнение, что он полностью изготовлен из титана и может покрывать огромные расстояния без дозаправки. Также ходили упорные слухи, что МиГ-25 неоднократно проводили разведку, безнаказанно проникая в воздушное пространство других стран, в том числе и Великобритании. Впрочем, есть мнение, что «самолётная истерия» в Соединённых Штатах была раздута намеренно, чтобы подтолкнуть власти к принятию законов, стимулирующих развитие собственной военной авиации. Как бы там ни было, но требуемое финансирование было получено, а МиГ-25 постепенно перестал быть интересен. Спокойно было до тех пор, пока в начале сентября 1976 года не случился грандиозный скандал.

Как угнать самолёт

О том, с чьей подачи началась эта история, официальных данных нет, но согласно некоторым источникам, за ней стоит американское ЦРУ. 6 сентября с аэродрома в паре сотен километров от Владивостока взлетело звено из трёх МиГ-25. Один из них пилотировался неким Виктором Беленко, который то ли был куплен вражеской разведкой, то ли был спящим агентом. До некоторого момента он выполнял поставленную задачу, а потом во время выполнения очередного манёвра оторвался от остальных самолётов, снизился до четырёх десятков метров, чтобы спрятаться от РЛС, и рванул в сторону Хоккайдо.

По всей видимости, именно там он должен был посадить истребитель, но всё испортила погода. Из-за плотного тумана он не смог совершить посадку и был вынужден искать ближайший аэродром, поскольку горючее стремительно заканчивалось. Как назло, это оказался гражданский аэропорт в городе Хакодате.

Посадка советского истребителя в японском аэропорту не могла остаться незамеченной и наделала много нежелательного для иностранной разведки шума. Скрыть выехавший далеко за пределы взлётно-посадочной полосы боевой самолёт было практически невозможно. Для Японии это оказалось большим сюрпризом, и некоторое время власти попросту не знали, что с ним делать, но потом быстро сориентировались и решили исследовать новую игрушку, пока её не забрали.

Тем более что советский дипломатический корпус уже начал действовать, оказывать всяческое давление и предъявлять претензии. Впрочем, Соединённые Штаты тоже не остались в стороне и требовали оставить себе свалившийся на голову подарок. Между тем все понимали, что отдать самолёт придётся, но до этого его нужно было разобрать до винтика, слишком уж много вопросов он вызывал.

Японцы не решились исследовать МиГ у всех на виду и задумали перевезти его на военную базу, расположенную неподалёку от Токио. Когда у них не нашлось достаточно вместительного транспортника, американцы в качестве жеста доброй воли предложили свой собственный. У МиГа демонтировали крылья, хвостовое оперение и двигатели, после чего всё это погрузили на самолёт и увезли. Изучением истребителя занималась целая команда специалистов и выяснила много интересных и очень тревожных вещей.

Для тестирования двигателей их установили на стенд и гоняли в разных режимах. Первое, что удалось узнать японским специалистам, так это расход топлива, он оказался очень большим, что говорило о довольно ограниченном радиусе действия. Косвенно это подтверждалось отсутствием хоть какого-то оборудования для подключения резервных топливных баков, поэтому можно было не беспокоиться об активной работе МиГов в достаточно отдалённых от границы СССР районах. Самолёт был изготовлен из обычных материалов, а не из титана, и имел допотопную электронику, основанную на катодных лампах. На этом хорошие новости заканчивались.

Судя по результатам проведённых тестов, двигатели могли обеспечить феноменальную скорость 2,8 Маха, то есть более 3 тысяч км/ч. К тому же МиГ-25 легко ушёл от японских систем ПВО, что заставило военных начать сильно нервничать. Несмотря на примитивную электронику, все системы были настолько хорошо интегрированы друг в друга, что самолёт вряд ли уступал своим западным аналогам, спроектированным в то же самое время и имевшим более современное оснащение. Исследовавшие МиГ специалисты признали его стоящим на ступеньку выше собственных разработок.

Самолёт в итоге вернули, а Советский Союз стребовал с Японии весьма круглую сумму в качестве компенсации за нанесённый ему ущерб, но вред обороне был нанесён колоссальный. Часть электронных систем так и не вернули, с двигателей сняли тепловые метрики для создания ракетных головок самонаведения, а проведённые исследования системы опознавания «свой-чужой» ставили под вопрос выживание самолётов в случае прямого боестолкновения. В итоге Министерство обороны было вынуждено провести огромную и дорогостоящую работу по замене электронных систем на других самолётах. Также пришлось начать разработку новой модификации истребителя.

По всеобщему признанию, самолёты с изменяемой стреловидностью крыла являются самыми перспективными, но практически все страны отказались от их разработки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓