Современные корабли могут быть по-настоящему огромны. Не имеет значения, баржа это или лайнер, их длина может достигать нескольких сотен метров, а вес – более двухсот тысяч тонн. Они успешно справляются со своими функциями, но когда их срок эксплуатации завершается, возникает проблема неимоверного масштаба – как и где утилизировать эту гору металла. Впрочем, проблема эта давно решена, и суда разного класса после их списания отправляются на корабельное кладбище.
Плавающие ресурсы
Постройка корабля – долгое, утомительное и крайне дорогое удовольствие, даже непосредственно материалы будут стоить весьма круглую сумму, поскольку по-настоящему много. Основу каждого судна составляет прочная стальная конструкция, которая обшивается тоже металлом (в основном, тоже сталью). Также в кораблестроении широко используются алюминиевые сплавы, медь и титан, поэтому каждый корабль представляет собой плавучее месторождение полезных ископаемых, уже готовых к переплавке. Когда срок эксплуатации судна подходит к концу, а степень износа становится критической, его отправляют на утилизацию, поскольку никто в здравом уме не будет выбрасывать такое богатство и обязательно захочет извлечь хоть какую-то выгоду от продажи громадной горы металла.
К тому же на борту всегда имеется много чего интересного и ценного. К примеру, компании, владеющие круизными лайнерами, никогда не утруждают себя демонтажом внутреннего убранства и оборудования. На стенах отправленного в утиль круизного лайнера остаются предметы искусства, на потолке – дорогие осветительные приборы, а в помещениях в большом изобилии можно найти бытовую технику, мебель, профессиональное ресторанное оборудование и много чего ещё. Всё это достаётся подрядчику практически по цене лома.
Военные корабли тоже превращаются в металлолом, правда, с них предварительно снимают всё вооружение, секретное оборудование и представляющую интерес технику. Большая часть списанных судов отправляются на корабельные кладбища, где их разбирают на части, а одно из самых известных – Аланг.
Кладбище кораблей
Аланг – это небольшой городок на побережье Индии, а известность ему принесло огромное кладбище кораблей. Оно было основано ещё в 1983 году и растянулось на 14 километров. Аланг называют верфью по разборке кораблей, но по сути это огромный пляж, на котором тысячи человек рвут, пилят и режут металлолом, разбирая всё, что к ним приплывает, до винтика. Плоское и пологое песчаное дно местного пляжа отлично выдерживает огромное давление кораблей.
В своё последнее плавание корабли порожними не отправляются, их разгружают в ближайших портах, а потом отводят к Алангу. Исключение – военные суда. С этих вместе с со всем оборудованием могут демонтировать в том числе и энергетическую установку, поэтому их доставляют при помощи буксиров.
Работа начинается, когда на какую-либо из многочисленных площадок приплывает очередная жертва – рыбацкая лодка, сухогруз, круизный лайнер или другой корабль. Их «подают» по определённому расписанию в дни, когда прилив находится на своём максимальном уровне. Как только начинается отлив, а судно опускается на дно, тут же начинается демонтаж. Для начала с корабля снимают всё ценное: судовое оборудование, мебель, приборы и многое другое, что можно снять, открутить, оторвать или отрезать. Всё это потом складируется и продаётся. При желании на Аланге можно укомплектовать целый корабль. После этого начинается тяжёлая и довольно опасная работа.
Правда, раньше она была ещё опаснее. Не так давно Аланг привлёк к себе внимание различных международных организаций, которые борются за права человека и отслеживают глобальную экологическую обстановку. В то время владельцы этой огромной свалки относились к работающим у них местным жителям не лучше, чем к расходному материалу. Люди здесь работали без какой-либо тяжёлой техники, без элементарных средств защиты и даже без обуви. Местные рабочие каждый день подвергались большой опасности, а к врачам еженедельно обращалось до сотни человек с травмами разной тяжести и оторванными конечностями.
По сути, большой заброшенный корабль представляет собой крайне опасное место для того, кто решит его демонтировать с пилой и молотком, при этом не имея ни малейшего представления об устройстве судна и его структуре. На его борту поджидают токсичные горюче-смазочные материалы, стекловата, асбест, агрессивные химические вещества и прочие сюрпризы. Нередкими были химические ожоги, тяжёлые отравления и повреждения лёгких вредными испарениями. Рабочие никогда не знали, что именно окажется за взрезаемой переборкой или в очередном трубопроводе. Им приходилось лезть в опасные недра разбираемого корабля безо всякой защиты, босиком ходить по засыпанным мусором ржавым конструкциям, резать их на большие куски, подтаскивать к краю и сбрасывать вниз.
Впрочем, страдали не только люди, но и природа. Горюче-смазочные материалы обязательно попадали в песок, который потом относился отливом далеко в море вместе с неубранным металлом. Не менее опасной была и краска, покрывающая корпус кораблей. По замыслу конструкторов, она должна была защищать об коррозии и образования наростов, поэтому содержала тяжёлые металлы и токсичные вещества.
Согласно статистике, за года в Аланге успевали обработать до полутора тысяч судов разных классов и размеров, а на разделку одного уходило примерно два месяца. В совокупности на четырёх сотнях площадок работало дот 40 тысяч человек, а на каждый корабль в среднем приходилось три сотни рабочих. Владельцы зарабатывали огромные деньги, учитывая что в настолько опасных условиях рабочий за день зарабатывал доллар с небольшим. По некоторым данным, капитализация этой технопомойки, включая и имеющиеся активы, составляла более 100 миллиардов долларов.
Со временем немалая часть судовладельцев ушла к конкурентам в Бангладеш, поскольку те предлагали более выгодные условия, а количество площадок сократилось на две трети. К тому же к Алангу стали проявлять интерес международные организации, и у них возникло очень много вопросов относительно безопасности, защиты окружающей среды и соблюдения прав человека. Владельцам огромной разборки пришлось пойти на компромисс и улучшить условия работы. Хоть работы и стало меньше, но корабельная разборка не закрылась, а самим рабочим стало полегче выполнять их обязанности. У них появились каски, спецодежда и также грузоподъёмная техника.
По всему миру разбросаны свалки с огромным количеством техники, одна из них находится в Швеции прямо в лесу под открытым небом.