За последние несколько лет все уже привыкли слышать об автомобильных кладбищах, заброшенных гаражах и случайно найденных раритетных машинах, а про двухколёсный транспорт говорят куда меньше. Между тем двухколёсного транспорта, велосипедов и мотоциклов, разбросано по всему миру ничуть не меньше.
Китайский металлолом
По всему миру к велосипеду относятся как к «здоровому» виду транспорта, который не дымит, не воняет и даже деньги экономит. В Амстердаме вообще превратили его в основной способ передвижения, а для велосипедистов создали целую инфраструктуру с велосипедными дорожками, прокатами и стоянками. Правда, на организацию всего этого у правительства ушло очень много времени, средств и сил, потраченных на разработку и воплощение в жизнь настоящей двухколёсной культуры. Конечно, и здесь всё далеко не идеально, но власти всеми силами стремятся к совершенству.
Впрочем, так происходит не везде. В тех случаях, когда процесс пускают на самотёк и не прилагают усилий к его регулированию, всё очень быстро превращается в глобальный хаос, как это и произошло в Китае. В Поднебесной велосипеды всегда пользовались большим спросом, поскольку стоят они дёшево, а какого-то особого содержания не требуют.
К 2015 году велосипедная мода стала очень популярной, особенно в свете ухудшающейся экологической обстановки. На двухколёсный транспорт начали пересаживаться даже те, кто о нём никогда не задумывался. Возможно, со временем всё закончилось бы как обычно: большая часть увлекающихся людей покатались бы на велосипедах и забросили их со временем, но тут вмешался частный бизнес.
Местные бизнесмены задумали сдавать велосипеды в массовое пользование, то есть в аренду. Задумка до безобразия простая и, на первый взгляд, очень выгодная. Желающих пересесть на двухколёсный экологически чистый и «здоровый» транспорт было много, а тех, кто собирался его покупать, мало. Дельцы оценили будущий рынок и начали массово вкладывать деньги в совершенно новый для себя бизнес, но с самого начала всё пошло не так.
Желающих заняться сдачей в аренду велосипедов оказалось слишком много, всего было зарегистрировано около 70 компаний. Причём некоторые из них вообще не знали меры и закупали двухколёсный транспорт в неимоверных количествах. Созданием эффективной системы аренды никто не занимался, велосипед можно было оставить практически где угодно, и клиенты в полной мере воспользовались такой свободой.
Они бросали их на улицах и парковках, во дворах домов, на детских и спортивных площадках, и даже в торговых центрах. Начался настоящий хаос, городские власти к нему оказались совершенно не готовы, ведь соответствующего законодательства, регулирующего подобные услуги, попросту не существовало.
Большие города очень быстро превратились в настоящую свалку. Велосипеды в буквальном смысле слова заполонили улицы, они валялись как мусор и мешали нормально передвигаться по улицам. Сами компании даже не думали о том, чтобы собирать их и свозить на собственные стоянки, поэтому коммунальные службы очищали улицы от велосипедов и свозили их на специально выделенные площадки.
Правительство, конечно, попыталось навести порядок и даже издало указ, обязывающий арендодателей нанимать дополнительных сотрудников, по одному на каждые 200 велосипедов, но это не помогло. Спрос на услугу оказался временным и довольно быстро сошёл на нет, а нанятые дополнительные работники только ускорили процесс банкротства компаний.
К 2018 году большая часть компаний перестала существовать, включая и самые большие из них. Двухколёсный металлолом оказался никому не нужен, его либо свалили в огромные кучи подальше от людских глаз, либо поставили на охраняемые площадки в надежде когда-нибудь всё это продать. Так и стоят горы велосипедов, ржавея под открытым небом.
Мото-свалка
Если китайские дельцы, а заодно и их велосипеды, стали жертвами собственной недальновидности, то целое собрание мотоциклов в пригороде Нью-Йорка пострадало от излишней увлечённости собственного хозяина. Их владельцем был некто Уолтер Коль, проживающий в городке Локпорт, штат Нью-Йорк, США.
Сам Уолтер увлекался мотоциклами и посвящал им очень много времени, и в какой-то момент он решил превратить своё увлечение в нечто более полезное. Он открыл собственный магазин и начал торговать мотоциклами и запчастями к ним. Мотоциклы он собирал в собственной мастерской, скупая их за бесценок по всей округе. Он их ремонтировал, менял изношенные и вышедшие из строя запчасти и приводил в товарный вид.
Когда дела пошли в гору, его бизнес сильно разросся, а количество магазинов сильно выросло. Мотоциклы он тоже начал скупать в неимоверном количестве, и в какой-то момент их стало настолько много, что пришлось арендовать для них большое помещение. Он нашёл старый заброшенный завод в пригороде Нью-Йорка, купил его и стал использовать в качестве складского помещения.
Техники в бывших производственных цехах скопилось очень много. Какие-то мотоциклы были рабочими, какие-то нуждались в ремонте, отдельных запчастей тоже было немало. Весь этот хлам попадал в мастерскую, а потом продавался в магазинах. И так продолжалось ровно до того момента, пока владелец не стал слишком старым, чтобы заниматься любимым делом.
В 1990-х годах Уолтер Коль продал все свои магазины вместе с импровизированным складом новому владельцу, а тот продолжил работу, но в 2010 году ветхое заводское здание стало рушиться. Всё наиболее ценное перекочевало в другое помещение, а остальное осталось ржаветь.
Впоследствии здание закрыли из-за аварийного состояния, а потом оно перешло в собственность муниципалитета, поскольку новый владелец не уплатил налог с его покупки, но после судебной тяжбы ему разрешили забрать всё, что он сочтёт нужным. Последние снимки были сделаны в 2013 году сталкерами, рискнувшими влезть в производственные цеха, которые разваливались буквально на глазах. Кровля и межэтажные перекрытия частично уже были разрушены, а бывший завод начал понемногу складываться в подвал.
В конечном итоге муниципалитет решил снести здание, а всё, что находилось внутри, утилизировать. Сотрудники начали разбирать завалы из старых и ржавых мотоциклов, грузить их в контейнеры и вывозить на свалку. Впрочем, много всё равно сделать не удалось. Во время работ в полуразрушенном здании начался пожар, и оно полностью сгорело.
Среди множества технокладбищ и заброшек самым интересным и необычным местом является старый завод «Юпитер» на территории Припяти.