Когда размер – не главное: Самые маленькие самолёты в мире

Маленькие и компактные самолёты помогают в решении самых разных проблем, от личных до рабочих, поэтому и пользуются большим спросом. Вот только иногда у авиаконструкторов случаются приступы острого энтузиазма, и они строят что-нибудь по-настоящему маленькое и очень странное. А для особенно мелких самолётов вместо ангара можно использовать собачью конуру.

Colomban Cri-Cri

Когда речь заходит о самых маленьких самолётах в мире, адепты самолётостроения сразу вспоминают Colomban Cri-Cri. Его изобрели и построили не на каком-нибудь большом авиационном предприятии, а один-единственный человек, Мишель Коломбан. Он жил во Франции и имел образование авиаконструктора, а в 1971 году у него появилась идея построить свой собственный самолёт, эдакое небесное купе, рассчитанное на одного человека. По его задумке, это должна была быть не просто летающая этажерка, которая может кое-как подняться в небо, а полноценный самолёт, хоть и маленький.

Первые лётные испытания этого чуда техники состоялись летом 1973 года. По всей видимости, даже его создатель был удивлён результатами собственных трудов. Colomban Cri-Cri не просто взлетел, на нём легко удалось выполнить даже фигуры высшего пилотажа. В самом скором времени он был признан самым лёгким самолётом в мире, поскольку его сухой вес, то есть без пилота и топлива, составлял всего 78 килограммов при длине 3,9 метра и размахе крыльев 4,9 метра. Для его постройки использовался авиационный алюминиевый сплав, а в движение его приводят два мотора, каждый мощностью 15 лошадиных сил. Во время испытаний Colomban Cri-Cri смог развить скорость 220 км/ч, но при этом самолёт ведёт себя нестабильно. Потом экспериментально установили, что на нём лучше летать со скоростью не выше 185 км/ч. В нём едва хватило пространства для пилота, а топливному баку место нашлось только в ногах.

Этот крошечный самолёт создавался исключительно в качестве спортивного, на нём даже участвуют в разнообразных авиашоу. На удивление, у него нашлось много фанатов среди авиалюбителей, и на текущий момент по всему миру насчитывается около двухсот самолётов.

«Юниор»

Это изобретение принадлежит российской компании из Таганрога, а его идея очень проста – предоставить всем страждущим авиалюбителям отличный способ подняться в небо, даже не имея прав. Фактически созданный компанией «Юниор» является летающим аналогом мопеда, поскольку он весит меньше 115 килограммов и для его пилотирования не требуется свидетельство пилота. Лишь бы пилот придерживался строгих правил, установленных на такой случай.

Впрочем, если посмотреть на «Юниор», вряд ли кто-нибудь скажет, что он такой уж маленький. Его размах крыла составляет 8,7 метра. Его конструкцию сделали максимально «воздушной» и лёгкой, фюзеляж изготовили из пластика, и даже его бак имеет объём всего 10 литров. В движение самолёт приводится 29-сильным мотором и может лететь со скоростью до 140 км/ч.

Самолёт «Юниора» — это прежде всего коммерческий проект, а не самодеятельность одного или нескольких энтузиастов, то есть можно спокойно приобрести. Стоит он, правда, недешево, но настоящих любителей полетать это вряд ли остановит.

Fly Nano

Вероятно, это один из самых интересных самолётов подобного размера. Разработал его финский энтузиаст Акки Суокас, владеющий собственной компанией. Работать над проектом собственного миниатюрного самолёта он начал ещё в 2004 году, и ему пришлось пойти на многочисленные компромиссы, чтобы уменьшить вес самолёта до 70 килограмм, только так можно было получить для него статус сверхлёгкого. Конечно, ему пришлось кое-чем пожертвовать, например, у самолёта напрочь отсутствует шасси для посадки на грунт, поэтому он может садиться исключительно на воду. Благо озёр в стране предостаточно.

Чтобы максимально облегчить конструкцию, основным материалом для самолёта Fly Nano выбрали композит на основе углеволокна (карбон). Таким образом, самолёт удалось удержать в пределах требуемого веса, сохранив при этом прочность на приемлемом уровне. Одной из особенностей конструкции стало замкнутое крыло. По мнению автора проекта, такое решение должно было помочь улучшить аэродинамические характеристики и повысить стабильность полёта, особенно во время бокового ветра, что было критично из-за небольшого веса. Фактически это было одно крыло, но его концы были загнуты вверх и соединялись в самой верхней точке. Насколько это удалось, неизвестно, никаких данных об этом нет. В качестве силовой установки использовали 2-киловаттный электромотор, но позже планировалось устанавливать двигатель внутреннего сгорания. Обычной мощности для стандартного самолёта и повышенной мощности для гоночного.

Своё творение автор презентовал на выставке, которая проходила в 2011 году в Германии, а потом запустил стартап. Он собирался продавать гидроплан Fly Nano, стоил он 25–27 тысяч евро и предлагался вместе с прицепом для перевозки. Что произошло потом с этим стартапом, неизвестно, насколько хорошо у него шли дела, тоже непонятно. В какой-то момент он просто перестал существовать без каких-либо комментариев и пояснений.

BD-5J

История этого самолёта началась ещё в 1960-х годах, когда авиаконструктор Джим Беде начал работать над серией микросамолётов Bede BD-5 Micro. К 1970 году он успешно завершил проектирование и даже основал собственную компанию Bede Aircraft Corporation, поскольку собирался продавать своё творение на коммерческой основе. Самолёт BD-5 имел очень интересный внешний вид и был похож на истребитель, поэтому он очень понравился авиалюбителям. В качестве силовой установки использовался бензиновый двигатель в хвостовой части, вращавший единственный воздушный винт. Первые лётные испытания стартовали в 1971 году, и в том же году начались продажи. Фактически это был самолётный конструктор, предназначенный для самостоятельной сборки, и продавался он в виде комплекта деталей. Всего за первый год было реализовано около пяти тысяч штук.

Одной из модификаций, и при этом самой интересной, был BD-5J, а его отличительной чертой стал реактивный двигатель. Специально для него был переработан планер, а потом уже готовый проект отправили в самолётостроительную компанию. Правда, договориться о его покупке и производстве не удалось, поскольку специалисты посчитали конструкцию самолёта слишком опасной. В конечном итоге выпустили партию только из 20 комплектов, да и то они предназначались не для коммерческой продажи, а для конкретного заказчика, который собирался использовать самолёты BD-5J в рамках авиашоу. Правда, с этого момента начались большие проблемы, и через некоторое время самолёты начали падать, а причиной были недостатки конструкции.

Свою не очень удачную карьеру некогда самый маленький в мире реактивный самолёт BD-5J закончил под крылом Министерства обороны Соединённых Штатов. Его использовали в испытаниях в качестве суррогата крылатой ракеты и отрабатывали на нём радиолокационные технологии.

Каким бы маленьким ни был самолёт, он всё равно иногда требует ремонта, и часто его делают на скорую руку и при помощи самого доступного материала – скотча.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓