В 1941 году, 21 ноября был доставлен первый груз по ледовой переправе через Ладогу, которую впоследствии назовут Дорогой жизни. Эта переправа была единственным способом привезти в Ленинград столь необходимые продукты питания. За короткий срок была организована структура беспрецедентных масштабов, спасшая в итоге множество жизней.
Водителям приходилось работать в совершенно жутких условиях
Водителям, которым приходилось пересекать Ладогу на грузовиках, сложно было позавидовать. Хоть ледовый путь и не был в диковинку, поскольку давно существовала практика использовать реку в качестве дороги в зимний период. Вот только здесь к типичным для такой переправы трудностям добавлялись боевые действия.
На протяжении всего 30-километрового пути и так был большой шанс провалиться под лёд, но к этому ещё добавлялись постоянные авиационные налёты и артиллерийские обстрелы. Причём вред от них был не столько прямым, сколько косвенным. Даже если снаряд или авиабомба не попадали в машину, на месте падения образовывалась полынья. Поверхность воды быстро покрывалась льдом и превращалась в отличную ловушку.
Начало было очень сложным
На то время Ладогу ещё не успели как следует исследовать, даже судоходство по ней считалось далёким от безопасного. Исследований в зимний период было ещё меньше, а тонкости образования льда на этом озере не были известны совсем. Ситуация осложнялась тем, что зима ещё не наступила, а толщина льда была слишком маленькой для безопасного движения. Вот только ждать, пока появится достаточно толстый лёд, времени не было.
Первоначальные сведения, на основе которых и планировали ледовую трассу, получили из бесед с рыбаками. После того как составили приблизительный маршрут, по нему отправилась бригада специалистов. Они тянули за собой сани и продвигались где-то пешком, а где-то ползком, поскольку лёд буквально прогибался под ногами. Будущую трассу они помечали вешками, вмораживая их в лёд.
16 ноября по льду отправился первый конвой из 7 грузовиков ГАЗ-АА, при этом водителям пришлось ехать исключительно на подножках. Толщина льда составляла только 15 сантиметров, а стоя на подножках, они могли успеть покинуть машину, если та начнёт проваливаться под лёд. Добраться до места они так и не смогли. Проехав около 20 километров, грузовики наткнулись на большую полынью, груз муки пришлось оставить, а самим возвращаться. За мешками с другой стороны отправили конный обоз, состоявший из 350 упряжек, он доставил до места 63 тонны муки. Местами мешки пришлось нести на руках, лёд мог не выдержать гружёных саней.
Первый успех стоил очень дорого
Когда переправу удалось запустить, а грузовики поехали в обе стороны, количество провалившихся под лёд машин начало стремительно расти. Причём в некоторых случаях безо всякой причины. Вопрос был крайне важным, ведь за несколько дней потеряли около сотни грузовиков. Для его решения даже организовали специальную комиссию, целью которой было исследование течений, возникающих во льду напряжений и наблюдение за волнами подо льдом. Учёные из Физтеха даже создали специальный прибор, прогибограф, способный фиксировать колебания ледяного покрова.
Результат проведённых исследований впечатлил инженеров и учёных. Как оказалось, во время передвижения по льду нескольких автомобилей возникает резонанс между возникающими при этом колебаниями льда и волнами под ним. Они усиливали друг друга, и в какой-то момент лёд проламывался. Благодаря этому удалось рассчитать оптимальную скорость и расстояние между машинами, а также значительно снизить число несчастных случаев.
Работу переправы обеспечивала сложная организационная структура
Ледовая переправа по Ладоге была крайне важна для выживания не только Ленинграда. Для её поддержания и организации бесперебойной и сравнительно безопасной работы пришлось приложить огромное количество усилий. Чтобы поток грузов не прекращался, ответственным за управление переправой пришлось буквально проявлять чудеса логистики. Доставляемые грузы уже ждал железнодорожный и грузовой транспорт, а для непрерывной работы грузовиков непрерывно осуществлялся подвоз топлива.
Поскольку до позиций противника было 12-15 километров, необходимо было снизить вероятность авианалёта и артобстрела. Для этого ледовую трассу постоянно патрулировали истребители, а на обоих берегах переправу прикрывали артиллерийские батареи.
Помимо продовольствия, медикаментов и боеприпасов доставляли топливо (трубопровод на дне Ладоги), обеспечивали телеграфную связь с Москвой, а также электричество с помощью проложенных высоковольтных линий.
Ледовая дорога давно используется для продвижения в северных регионах в зимний период. Это опасное занятие и некоторые водители в полной мере прочувствовали это на себе.