Согласно статистике, спортивные автомобили разбиваются гораздо чаще обычных, а всему виной водители, которые лихачат на дорогах или же просто не умеют обращаться со столь сложной машиной. Отремонтировать же суперкар гораздо сложнее, уж слишком дорогое это удовольствие. Зато его можно продать, причём не очень дёшево.
Легче продать, чем отремонтировать
Ремонтопригодность дорогущих суперкаров и цена запчастей для них уже успели превратиться в анекдот. Каким бы мелким и незначительным ни был ремонт, он обязательно влетит владельцу в круглую сумму, причём больших денег будет стоить всё: и запчасти, и диагностика, и непосредственно работы, даже если запчасти купить самостоятельно без конской наценки. Придётся платить как минимум за известный бренд, а максимум – за высокие технологии и дорогостоящие материалы.
Яркий тому пример – кузов. В подавляющем большинстве случаев кузов спортивных автомобилей (суперкаров) изготавливается отнюдь не из металла. Даже облегчённые сплавы на основе титана, алюминия или магния не могут сравниться в весе с композитами и карбоном. Основу композита составляет лёгкий пластик, армированный прочным волокном или же не менее прочной ячеистой структурой, за счёт чего достигаются отличные показатели. Карбон – более популярный материал. Фактически он состоит из углеродных волокон, связанных между собой минеральными смолами. И в том, и в другом случае материал получается довольно прочным и гибким, но в случае поломки деталь из композитов и карбона придётся просто выкинуть. Эти материалы совершенно неремонтопригодны, их невозможно спаять, сварить или соединить каким-либо другим способом.
Вот и получается, что кузовной ремонт суперкара влетает в целое состояние. Даже с обычной машиной, а тем более дорогой, в таком случае проблем не оберёшься: исправление кузова (если это возможно) и его покраска обходятся недёшево. В случае же с «пластиковым» суперкаром повреждённые кузовные панели приходится менять полностью, что выходит в огромную сумму. Впрочем, замена или ремонт других узлов и деталей обходится не дешевле. Оригинальные колёсные диски, изготовленные из дорогостоящих материалов и распечатанные на 3D-принтере элементы подвески, элементы силового каркаса – всё это можно получить только от производителя, а уж тот цены устанавливает по максимуму. Но самое дорогое – это двигатель и всё, что с ним связано. Вот так и получается, что ремонт суперкара часто становится нецелесообразным, особенно если страховая не компенсирует его полностью.
Суперкар Lexus LFA
Своим существованием суперкар Lexus LFA обязан желанию японской «Тойоты» заполучить по-настоящему особенную машину, а не просто оспортивленную версию уже имеющихся моделей. Больше всех, наверное, тяготел к постройке суперкара главный инженер компании. Вероятно, именно ему и принадлежит основная заслуга в проталкивании машины в серийное производство. Чтобы подготовить окончательный вариант Lexus LFA, понадобилось пять лет, за которые были представлены три концепта и предсерийный прототип, и лишь в 2010 году вышел в свет первый серийный суперкар, сочетавший в себе технические новшества и роскошь.
Одной из интересных деталей стал вес суперкара, он составил всего 1480 килограмм. Этого удалось достичь использованием большого количества композитов, карбона и легкосплавных материалов. К примеру, монокок Lexus LFA изготовили из углепластика, большую часть кузова – тоже. В качестве силовой установки использовался наддувный бензиновый двигатель V10 объёмом 4,8 литра и мощностью 560 лошадиных сил с крутящим моментом 480 Нм, что для своего времени было потрясающим результатом.
На салон тоже стоило посмотреть. Для его отделки использовалась дорогая алькантара, а в качестве декора – вставки из углеволокна и полированного металла. Особое внимание уделили креслам с множеством регулировок, высококачественной обивкой и крайне удобной формой. Собирали салон исключительно вручную и оснащали его по последнему слову техники. За два года выпустили 500 суперкаров, и каждый из них стоил около 400 тысяч долларов.
Битый и дорогой
Владелец этого экземпляра Lexus LFA покупал его для собственного удовольствия и быстрых поездок с ветерком, что, по всей видимости, и стало причиной настоящего состояния суперкара. В какой-то момент водитель не справился с управлением на мокром асфальте и вылетел на обочину. Насколько сильно досталось самому владельцу, история умалчивает, но суперкар пострадал основательно.
Основная часть урона пришлась на кузов Lexus LFA. По правому борту фактически ничего живого не осталось: в переднем крыле зияет дыра, дверь пробита насквозь и полностью разворочена, заднему крылу тоже досталось, воздухозаборник тоже задело. С левой стороны ситуация лучше, но заднее крыло тоже пострадало, а зеркало заднего вида оторвано.
Задний бампер отсутствует как таковой, багажник разбит, а крышки капота вообще нет. К тому же есть большие вопросы по силовому каркасу, особенно в задней части, а также по остеклению. Впрочем, вся задняя часть просто-таки просится в ремонт, особенно выхлопная система. Передняя часть кузова тоже пострадала. В общем и целом, почти весь кузов точно нуждается в замене, а после ревизии наверняка обнаружатся и другие проблемы, о которых не было заявлено. Изначально владелец собирался восстановить свою игрушку, но потом отказался от этой идеи и обратился за выплатами в страховую компанию. По всей видимости, он оценил степень бедствия (а также невидимые глазу повреждения) и не захотел связываться.
Впоследствии он продал суперкар Lexus LFA страховой, а та решила выставить его на продажу через аукционную площадку. Хотят они выручить за битую машину 710 тысяч долларов (неизвестно, это с комиссионными и налогом или нет). Возможно, среди желающих и найдётся ярый фанат тойотовского суперкара, которому не жалко расстаться с такими деньгами, но математика получается интересная. Новым Lexus LFA стоил почти в два раза меньше. Последний же суперкар, проданный в декабре 2023 года, был в хорошем состоянии и обошёлся новому владельцу в 926 тысяч долларов. Учитывая же, что ремонт наверняка будет стоить баснословных денег, покупка кажется не очень впечатляющей.
Несмотря на свою сверхдорогую конструкцию, суперкары довольно хрупкие, их чаще разбивают, чем обычные машины, а иногда они вообще сгорают дотла.