Инженеры довольно часто пытаются создать гибрид самолета и автомобиля. Современные технологии вполне могут помочь людям в этой сложной задаче. Но в 1970 годах фантазии на тему летающего автомобиля приводили в трепет инженеров и конструкторов. Одной из попыток создания подобного транспортного средства стало устройство AVE Mizar.
Летательное устройство на основе Ford Pinto и легкого самолета Cesna Skymaster
Человек все время стремится создавать нечто новое и многофункциональное. Поэтому нет ничего удивительного в том, что очень часто появляются довольно необычные гибриды автомобилей, которые соединятся с плавающими или летающими устройствами.
На протяжении многих лет гениальные умы регулярно работают над созданием гибридного транспортного средства. Однако несмотря на постоянное развитие технологий удачных моделей подобного рода устройств не так уж и много.
Во второй половине ХХ века идея создания летающего автомобиля объединила двух инженеров Гарольда Блейка и Генри Смолински. Оба они работали в сфере авиационной индустрии и поэтому отлично представляли, что хотят сделать. Итогом их сотрудничества стала компания Advanced Vehicles Engineering.
Блейка и Смолински решили не изобретать полноценный гибрид. Инженеры приняли решение взять обычный автомобиль и добавить к нему детали легкого самолета. В итоге получилось бы так что человек просто приезжал бы на аэродром на своем автомобиле. Заезжал в специальный ангар, где к машине присоединялись бы крылья и двигатель от самолета. После этого наземное транспортное средство становилось бы воздушным и могло передвигаться по воздуху.
Новое транспортное средство получило название Mizar. В качестве автомобиля для своего проекта инженеры выбрали Ford Pinto, который в начале 1970 активно продвигался на американском рынке. Крылья же, хвост и двигатель были позаимствованы у легкого самолета Cesna Skymaster.
Особенности AVE Mizar и первые испытания летательного устройства
На создание первых прототипов AVE Mizar инженерам потребовалось 3 года. Пассажирское отделение и передний двигатель Skymaster были удалены. Вместо них было принято решение использовать автомобиль Ford Pinto. Конструкция устройства была разработана таким образом, что мощности оставшегося двигателя самолета и силового агрегата автомобиля должно было хватить не только для взлета устройства, но и для преодоления им расстояния в 1600 км.
Использования автомобиля в качестве кабины имело определенного рода преимущества. Для взлета устройству достаточно было длины полосы всего лишь в 150 метров. Для полной остановки летательного средства хватало полосы порядка 160 метров.
Конструкция самолета Cesna Skymaster создавалась с расчетом на вес не превышающий в 2,1 тонны. Удаление кабины позволили сократить массу, однако к ней добился вес автомобиля порядка тысячи кг. К тому же необходимо было еще учесть массу горючего в бензобаке и вес пассажиров в салоне. Однако на эти недостатки решили не обращать внимание при испытаниях.
Первый испытательный полет устройства AVE Mizar был назначен на 26 августа 1973 года. Пилот испытатель Чарльз Дженисс сел в автомобиль Ford Pinto, однако совершить свой первый полноценный полет AVE Mizar было не суждено. Вскоре после взлета крепление основания правой стойки крыла вышло из строя. Опытный пилот принял решение не возвращаться на взлетно-посадочную полосу.
Впоследствии Дженисс сообщил, поворот самолета мог оказать слишком большую нагрузку на неподдерживаемое крыло, в результате которой оно могло попросту оторваться. Пилот принял решение и посадил летательный аппарат прямо на бобовое поле, расположенное недалеко от аэропорта Камарилло, где проходило испытание.
Позднее выяснилось, что причиной неисправности стали некачественные сварные швы и крепежные материалы. В добавок ко всему выяснилось, что предельно допустимый вес устройства значительно превышает норму.
Последний полет AVE Mizar
У команды компания Advanced Vehicles Engineering оставалось совсем немного времени для доработки своего изделия. Маркетинговая компания была в самом разгаре. Старт продаж AVE Mizar был намечен на 1974 год. Стоимость летательного устройства должна была варьироваться в пределах от 18 тыс. 300 до 29 тыс. долларов США. При этом первое полевое испытание показало массу недостатков, которые необходимо было в срочном порядке устранять.
Повторный испытательный полет AVE Mizar состоялся 11 сентября 1973 года в аэропорту Камарилло. Пилот Чарльз Дженисс не участвовал в испытании. Управлял своим изобретением Генри Смолински, в то время как его Гарольд Блейк находился рядом. После взлета летающего аппарата он в буквальном смысле рассыпался на части.
Авиадиспетчер Рид Веске, дежуривший в тот день наблюдал в бинокль как устройство начало разваливаться в воздухе после взлета и маневра поворота. Генри Смолински и его друг Гарольд Блейк находившиеся внутри летательного аппарата трагическим образом погибли.
После неудачного испытания летающего автомобиля и гибели руководства компании Advanced Vehicles Engineering проект AVE Mizar был закрыт. Как сложилась бы судьба устройства останься руководители компании в живых неизвестно. В случае успеха работы прототипа, мир гибридных транспортных средств мог бы сильно изменится.