В 1970 году увидел свет внедорожник ЛуАЗ-969М, ставший впоследствии довольно популярным, а через десять лет он устарел и утратил актуальность. Для замены его инженеры Луцкого автомобильного завода начали работу над новым внедорожником, способным работать в сельском хозяйстве. Таким и должен был стать ЛуАЗ-1301.
Новый внедорожник
Первый прототип внедорожника был представлен в 1984 году. Неизвестно, сделали это инженеры специально или так случайно получилось, но своей внешностью и угловатым кузовом ЛуАЗ-1301 оказался похож на японские внедорожники того времени. Кузов его имел рамную конструкцию, на которую навесили кузовные панели, а в качестве базы использовали серийный ЛуАЗ-969М с небольшими изменениями. На старую платформу установили дисковые тормоза.
Руководству идея пришлась по душе, поэтому прототип был отправлен в дальнейшую разработку. Причём ею занимались сразу в двух местах: на родном заводе ЛуАЗ и в петербургском НАМИ. Внешне они получились очень похожи, поскольку обе команды инженеров работали по идентичному техзаданию. Вот только внедорожник из НАМИ явно не был сельским, его оборудовали независимой пружинной подвеской, блокируемым дифференциалом и кузовом-трансформером. Луцкие специалисты пошли ещё дальше – они установили на ЛуАЗ-1301 пневмоподвеску, чтобы регулировать дорожный просвет. Поэтому автомобиль получился довольно дорогим, сложным в производстве и требующим больших вложений во время обслуживания.
В остальном же внедорожник соответствовал первоначальному замыслу: его унифицировали с «Таврией», от которой ЛуАЗ-1301 получил большую часть салона. Заднюю часть кузова, а именно крышу и боковые панели, сделали единым целым, их можно было снять одним блоком, а в передней части крыши разместили люк. Задний ряд сидений складывался, образуя большой грузовой отсек. Именно в таком варианте внедорожник и был представлен широкой публике в 1989 году.
В 1994 году на проводимой в Москве выставке был представлен рестайлинговый вариант. ЛуАЗ-1301 получил обновлённый дизайн и несколько модификаций. При длине колёсной базы 2,19 метра и общей длине 3,38 метра автомобиль весил 850 килограмм.
Автомобиль так и не пошёл в серийное производство. На протяжении нескольких лет инженеры его дорабатывали, попутно создавая различные модификации, к примеру, фургон скорой помощи и пикап. Цена полностью готового к производству внедорожника ЛуАЗ-1301 планировалась на уровне от 3000 до 3500 долларов.
Вот только программу финансирования, открытую государством, заморозили, а когда к ней вернулись через несколько лет, оказалось, что автомобиль уже устарел и никому не нужен. Так и осталась одна скорая помощь и некоторое количество предсерийных экземпляров.
Среди автомобилей, созданных инженерами ЗИЛа, было много прототипов, которые так и не пошли в массовое производство.