Бронетехника разрабатывается по всему миру и в большом количестве, но лишь изредка среди этого многообразия можно встретить действительно интересный образец. Подобная техника отличается универсальностью, высокими техническими характеристиками и большим потенциалом. Таким является боевая машина пехоты Strf 90, разработанная шведскими специалистами.
Перспективная замена
К началу 1980-х годов на вооружении шведской армии состоял гусеничный бронетранспортёр Pbv 302. Для своего времени он обладал отличным вооружением – автоматической 20-миллиметровой пушкой, разработанной французскими специалистами из «Испано-Сюиза». Благодаря ей некоторые эксперты даже сравнивали бронетранспортёр по огневой мощи с БМП. Впрочем, какой бы впечатляющей ни была техника, она всё равно устаревает со временем, а производство Pbv 302 было начато ещё в 1966 году. Поэтому в 1980 военные всерьёз задумались о создании новой техники на замену.
Правда, изначально они сбирались просто купить всё необходимое за рубежом, так было и проще, и быстрее. После того как в 1984 году на пробу были приобретены несколько машин, а потом проведена целая серия их испытаний, военные убедились, что универсального решения, пригодного для использования везде и всегда, не существует. Вся опробованная ими техника не соответствовала их представлениям и не удовлетворяла их минимальным требованиям. С этого момента и стартовал новый проект по созданию бронетранспортёра.
Боевая машина пехоты Strf 90
Уже потом, когда военные вместе с разработчиками столкнулись с целым рядом технических проблем, они пересмотрели список своих требований и решили строить вместо бронетранспортёра боевую машину пехоты. Военное командование разделило реализацию проекта между несколькими компаниями, координируя их действия, что позволило намного сократить исполнение проекта. Кто-то отвечал за создание ходовой части, кто-то разрабатывал орудийную башню.
Шасси БМП Strf 90 оснастили дизелем от SAAB мощностью 550 лошадиных сил. Силовой установки вполне хватало, чтобы разогнать машину до 70 км/ч на ровной дороге. Одна из отличительных черт этого БМП – наличие специального механизма для натяжения гусениц, поэтому верхние катки здесь полностью отсутствуют. Вес машины варьируется между 22 и 35 тоннами, что зависит от модификации и степени защиты. Некоторые экземпляры, в том числе и сделанные на экспорт, оснащаются дополнительным бронированием.
Машина получилась достаточно компактной, её длина составляет 6,5 метра при ширине 3,2 метра. Правда, чтобы сделать её как можно более компактной, конструкторам пришлось пойти на целый ряд компромиссов во время создания компоновки. К примеру, некоторые компоненты были размещены в надгусеничном пространстве, где между ними и бронёй больше нет никаких препятствий. Из-за этого первое же пробитие приведёт к бесповоротному повреждению техники. И подобных «незначительных» деталей достаточно много.
В качестве основного орудия в Strf 90 используется 40-миллиметровая автоматическая пушка Bofors L70, работающая в тандеме с собственной интеллектуальной системой ведения огня. Благодаря ей и специально разработанным для этого случая боеприпасам дальность стрельбы составляет 12,5 километра. Причём огонь ведётся с высокой точностью, а корректировкой занимается электроника, оснащённая электронно-оптическими устройствами дневного и ночного видения.
Чтобы повысить эффективность артиллерийской установки Strf 90, для неё разработали несколько видов боеприпасов: трассирующие, трассирующие осколочно-фугасные, программируемые с дистанционным взрывателем и бронебойный подкалиберный. Вот только, чтобы добиться впечатляющих результатов, оружейникам пришлось создать боеприпасы нестандартного размера, которые не подходят ни к одному другому орудию. Их производят исключительно в Швеции, и активное использование БМП ставит перед военными вполне ожидаемые проблемы.
Устаревшая и списанная техника зачастую проходит процесс конверсии и отправляется на рынок, где её может купить практически кто угодно и превратить в какой-нибудь вездеход для рыбалки.