За всю автомобильную историю немногим брендам удалось не только прославиться, но и десятилетиями успешно работать, пережив множество испытаний. Большей части компаний, даже заслуживших хорошую репутацию, этого сделать не удалось, и в результате они закрылись. Яркий тому пример — Hispano-Suiza и Delage, которые теперь пытаются открыться вновь и наверстать упущенное.
Hispano-Suiza
Эта история началась в 1904 году со встречи испанского промышленника Дамиана Мате и талантливого швейцарца, инженера Марка Биркигта. Совместными усилиями они основали в Барселоне Hispano-Suiza. Компания должна была заниматься выпуском дорогих и невероятно роскошных машин с бензиновыми двигателями. Инженер отвечал за техническую сторону дела, а промышленный магнат занимался деловой стороной.
Качество автомобилей Hispano-Suiza признавали все, кому посчастливилось ими воспользоваться. Правда, слишком много их не выпускали, поскольку стоили они немало и далеко не все могли себе их позволить. Тем не менее, в 1911 году был открыт французский филиал.
На самых дорогих европейских автомобилях ездили Ротшильд, Пабло Пикассо, король Румынии, испанский диктатор Франсиско Франко и другие знаменитые люди. Вероятно, наиболее известными моделями из всех созданных стали Hispano-Suiza H6 и Hispano-Suiza J12.
Пока шла Первая мировая война, спрос на дорогие автомобили резко упал, поэтому производитель переключился на выпуск востребованных в то время авиационных двигателей. После окончания войны компания опять вернулась к выпуску машин, а в 1924 году французский филиал стал полностью автономным. В итоге здесь создали большую часть автомобилей под маркой Hispano-Suiza.
Последовавшей за этим Великой депрессии и других испытаний Hispano-Suiza уже не вынесла. Из-за начавшейся в Испании революции местный завод национализировали и перепрофилировали для выпуска вооружений. Уже в 1950-х годах на ставших государственными испанских производственных мощностях даже пытались создавать спортивные машины. Французское же отделение полностью перешло к выпуску авиационных двигателей, а потом и вовсе стало частью концерна SNECMA.
Запутанная испанско-швейцарская современность
Масса исторических событий и принятые в компании решения создали огромную путаницу. На текущий момент фактически существует две компании Hispano-Suiza (хоть и не самостоятельные), французская и испанская. К тому же испанская компания Mazel Engineering успела приобрести права на выпуск целого ряда автомобилей.
В 2000 году компания Mazel Engineering напомнила миру о знаменитом бренде из прошлого и с разницей в год представила в Женеве несколько интересных концептов под маркой Hispano-Suiza. Дело не пошло и заглохло на неходовых прототипах.
В 2010 году использовать имя Hispano-Suiza попытались два швейцарца Роланд Майер и Эрвин Химмель. На Женевском автосалоне они выставили концепт с двигателем V10, который по факту был переделанным Audi R8. Согласно сделанным ими заявлениям, они планировали собрать 25 экземпляров по цене 700 тысяч евро каждый, но производство так и не началось. Зато Эрвин Химмель, бывший дизайнер из Audi, получил судебный иск от испанского правообладателя. В итоге суд постановил, что оригинальное имя Hispano-Suiza не принадлежит никому, поскольку уже несколько десятилетий с ним не связано никакой активности.
2019 год ознаменовался очередной попыткой возрождения торговой марки. Её предпринял Мигель Мате, правнук одного из основателей. В сотрудничестве с QEV Technologies он показал электрический суперкар с силовой установкой общей мощностью 1020 лошадиных сил. Завершились ли заявленные доработки суперкара, неизвестно, но спустя год представили спецверсию, гоночное купе Carmen Boulogne. Мощность электродвигателей увеличили до 1114 лошадиных сил, а цену – до 1,65 миллиона евро без налогов.
Delage
Примерно в то же самое время, в 1905 году, во Франции появилась ещё одна компания, выпускающая автомобили, Delage. Её основатель Луи Деляж, поработав в сфере, связанной с автомобилями и поездами, занял денег и открыл собственную компанию, хоть она и состояла из одного гаража, двух токарных станков и трёх рабочих. Главное, что он смог переманить к себе ведущего конструктора из Peugeot, где работал некоторое время.
Первой разработкой Delage стал автомобиль Type A, представленный на Парижском автосалоне в конце 1905 года. Он оборудовался 9-сильным одноцилиндровым мотором объёмом 1,06 литра. Чуть позже на том же самом шасси собрали более народный Туре В с мотором 500 кубических сантиметров мощностью 4 лошадиные силы.
Несмотря на это, покупателей катастрофически не хватало, поэтому Луи Деляж решил воспользоваться самым доступным способом рекламы – участвовать в гонках. Он построил два автомобиля, но один из них он разбил накануне гонки на скользкой дороге. Тем не менее второе место в гонках Coupe des Voiturettes принесло ему желаемую известность.
Так и определилось основное направление деятельности Delage – автомобили для гонок. Они заработали репутацию быстрых и очень надёжных, не один раз занимали призовые места. Конечно же, компания выпускала и машины для обычных дорог, например, роскошный Delage D6, ставший в своё время очень популярным.
К 1935 году продажи сильно упали, и Луи Деляж был вынужден объявить своё детище банкротом. Компанию в итоге выкупил давний поклонник автомобилей Delage и, благодаря щедрым финансовым вливаниям, быстро поправил дела. Выпуск автомобилей продолжался вплоть до 1953 года, пока интерес к автомобилям не угас практически полностью.
Суперкар Delage
К 2020 году старый бренд вспоминали разве что истинные автомобильные фанаты, но французский предприниматель Лоран Тапи, работая вместе с группой энтузиастов и поклонников Delage, решил вывести его на новый уровень. Мало того, что он объявил о создании нового суперкара под этой маркой, так ещё и представил уже готовый автомобиль.
Суперкар D12 оборудуется гибридной силовой установкой, в составе которой имеется 12-цилиндровый двигатель объёмом 7,6 литра. У трековой версии общая мощность составляет 1010 лошадиных сил, у версии для дорог общего назначения – 1230 лошадиных сил.
До сотни он сможет разгоняться за 2,5 секунды. Каждый из 30 экземпляров будет стоить не меньше 2 миллионов евро.
Автомобили в стиле ретро становятся всё популярнее, даже автотюнеры используют в работе старинные мотивы.