Люксовые вэны превратились в популярный тренд, и за ними теперь выстраиваются настоящие очереди, несмотря на немалую цену даже на относительно простые модели. В России их тоже выпускают, правда, не серийно, а под заказ, и не производители, а сторонние мастерские. Один из таких – комфортабельный шаттл на базе всем известного «Соболя», а стоит он 8 миллионов рублей.
Давняя мода
Всю эту эпопею с люксовыми вэнами начала компания Mauck Specialty Vehicles в 1990-х годах. В то время в Соединённых Штатах дома на колёсах переживали настоящий бум, и создатель компании тоже решил заняться их выпуском, но только по-своему. Вместо обычных автодомов он разработал настоящий четырёхколёсный люкс, в котором можно было поехать хоть на край света с большим комфортом. Конечно, это был не обычный вэн, но и автодомом его нельзя было назвать. Mauck MSV 1120S собирали с нуля, но использовали при этом уже имеющиеся узлы и компоненты от множества производителей.
На кастомную раму устанавливался 8-цилиндровый двигатель GM 454 объёмом 7,4 литра или дизельный Cummins 360 объёмом 5,9 литра. Полностью независимая пневматическая подвеска и тормозная системы были позаимствованы у General Motors, задний мост с дифференциалом собственной разработки достался от «Форда», оптика от Jeep Grand Cherokee и Dodge Viper, «дворники» от Toyota Previa. С остальными частями была та же самая история. Эксклюзивные детали изготавливались самостоятельно, к примеру, пространственную раму из стеклопластика и кузов компания изготовила сама. В целом, вместе с кузовными панелями и нестандартными стёклами, пришлось изготовить около 3 тысяч уникальных деталей.
Игрушка получилась действительно дорогой и чрезвычайно комфортной. Mauck MSV 1120S комплектовался собственными генераторами, двойным климат-контролем, камерой заднего вида, круиз-контролем, панорамным остеклением крыши и прочими благами цивилизации. За три года компания успела выпустить около сотни автобусов, причём большая их часть отправилась на экспорт.
Спустя некоторое время об этой идее вспомнили, и её подхватили частные ателье и производители, выпуская высококомфортабельные минивэны и микрофургоны. В европейских странах и в Соединённых Штатах такие машины оказались не очень популярны, зато в Китае они понравились настолько, что некоторые компании начали их серийный выпуск. В России это направление тоже прижилось, хоть пока что и на начальном уровне. Большие производители не хотят связываться с этим направлением, но компании поменьше подхватили эту идею и уже добились некоторых успехов. Среди них – компания «Луидор», базирующаяся в Нижнем Новгороде.
Кастомные машины
«Луидор» специализируется на переделке грузопассажирских отечественных автомобилей. Беда в том, что их модельный ряд недостаточно широк, чтобы охватить потребности всех покупателей, и когда дело доходит до специальных версий, гораздо проще переделать уже существующий серийный автомобиль, чем организовывать отдельное производство. Вот и выпускают на предприятии туристические автобусы, кареты скорой помощи, рефрижераторы, машины для силовых ведомств и прочие, включая автомобили повышенной комфортабельности.
Как говорят на самом предприятии, спрос на комфортабельные бывшие грузопассажирские фургоны настолько велик, что мастера не успевают выполнять заказы, и за «классом люкс» уже образовалась солидная очередь. Кто именно выступает в роли заказчиков, конечно, не говорят, но у таких фургонов применений очень много. Это могут быть и туристические компании, и перевозчики, и промышленные предприятия, которым нужны комфортабельные шаттлы для групповых рабочих поездок. Количество и степень удобств зависит только от заказчика. Одним вполне хватает слегка переделанного «Соболя» с удобными креслами среднего уровня, из которых можно сделать спальное место, другим же требуется настоящий люкс с современными комфортными опциями. Есть ли предел у цены, неизвестно, но относительно люксовый «Соболь» стоит 8 миллионов рублей.
Российский люкс
В основу российского люкса взяли всем известный грузовой «Соболь», но в нём произошли большие изменения. Родной двигатель заменили на турбированный дизель объёмом 2,5 литра мощностью 150 лошадиных сил, а вот ходовую часть вместе с подвеской и трансмиссией оставили без изменений. Поэтому особыми улучшениями ходовых качеств бывший фургон похвастаться не может. Кузов, по всей видимости, остался штатным, но у него появились очень большие затенённые окна. В кабине каких-то особенно радикальных изменений не произошло. Фактически всё осталось таким же, только у водителя с пассажиром появились удобные капитанские кресла с амортизаторами, между ними установили холодильник, на передней панели красуется экран медиасистемы и несколько дополнительных кнопок.
Сам фургон от кабины отделается перегородкой с окном, но подъёмного стекла здесь нет, а вместо него используется телевизор. Он спрятан в перегородке и поднимается по нажатию кнопки либо в кабине, либо в салоне. Интерком между кабиной и салоном почему-то отсутствует, хотя по всем законам жанра он просто обязан здесь быть. Никакого разделения на зоны не предусмотрено, и всё пространство занимают три комфортабельных кресла. Два из них установлены сзади по ходу движения, а одно впереди по левому борту. Впрочем, их количество, расположение, комплектация, вид и качество зависят от цены и пожеланий заказчика. Причём последнее может и сдвигаться, и поворачиваться вокруг своей оси. На противоположной к нему стене установлен складной стол, управляемый соответствующей кнопкой на пульте. Возле каждого кресла установлена зарядка для телефона и пепельницы, а рядом с правым ещё и пульт управления климат-контролем. Кресла изготовили здесь же на основе серийных каркасов, они получили качественную обивку, кучу электрорегулировок, вентиляцию и подогрев. Их даже можно разложить в полноценное и удобное спальное место. Последнее дополнение к этому «люксу» — мягкий ковёр на полу.
Впрочем, те кто предпочитает что-нибудь более удобное, комфортабельное и с хорошей проходимостью, заказывают себе маленькие дома на колёсах.