В послевоенном СССР было положено начало множеству интересных вещей. Одной из таких можно смело считать моду на мопеды. Данная область начала активно развиваться с началом 1960-х годов. На протяжении следующих 30 лет о мопеде мечтал почти каждый советский мальчишка. Массово забыли об этом транспортном средстве уже только после распада страны Советов в «лихие 90-е». Двумя основными гигантами мопедного производства были Рига и Львов.
«Львівський мотозавод»
История Львовского мотозавода началась в 1919 году (название ЛМЗ было присвоено только в 1961). Предприятие называлось «Lwowski zakład Metal». Поначалу на заводе делали металлические товары потребительского спроса.
В последствии завод перешел в руки советской власти. В 1950-е годы предприятие перепрофилировали для производства сельскохозяйственной техники. В 1960 году случилось еще одно перепрофилирование, после которого ЛМЗ стал выпускать велосипеды и легкую мототехнику.
Впрочем, первый велосипед на ЛМЗ выпустили еще в 1958 году. Им стал В-902 с вспомогательным двигателем Д-4 объемом 45 куб.см и мощностью 1 л.с. Которые делались в Ленинграде на заводе «Красный октябрь».
Через 4 года, в 1962 году, в серию вышел мотовелосипед МВ-042 «Львовянка». Именно тогда на предприятии началась история выпуска мопедов. Уже во второй половине 1960-х ЛМЗ даст Союзу свое новое яркое творение – мопед «Верховина». Машина получилась настолько удачно, что почти не менялась на протяжении всей серии производства.
С именем «Верховины» связано еще одно важное событие. С 1982 году под этой маркой на ЛМЗ стали делать мокики – разновидность мопедов с коробкой передач и без велосипедного привода. Тогда же, в апреле в серию пошел другой известный отечественный мопед под маркой «Карпаты».
После развала СССР Львовский мотозавод ждала также судьба, что постигла и многие другие предприятия. Несмотря на все усилия, в руках «эффективных собственников» ЛМЗ просуществовал до 1997 года. Предприятие окончательно закрылось в 2000 году.
«Саркана эвгайзне — Красная звезда»
Завод был основан в 1927 году, как частное предприятие. На нём был налажен выпуск велосипедов. В 1940 его экспроприировали и переименовали в Рижский велосипедный завод «Саркана звайгзне». Последнее переводится как «Красная звезда». Следующий раз название завода поменяют в 1963 году. Переименуют его в Рижский мотостроительный завод «Саркана звайгзне».
До войны заводом руководил инженер Густав Эренпрейс. После экспроприации его назначили руководителем предприятия, в первую очередь за заслуги в области мото и вело строения. Во время войны Густав Эренпрейс сотрудничал с оккупационным правительством и получил фабрику в непосредственную собственность. В 1944 году он бежал в Германию опасаясь за свою жизнь.
Славное прошлое «Красной звезды» по-настоящему пришлось на 1950-е годы, когда на предприятие стали собирать мопеды «Рига», положив начало целому семейству. Первая модель работала с ленинградским двигателем Д-4.
Серия «Рига» прожила всю оставшуюся историю Советского Союза. Всего было выпущено около десятка серийных модификаций. Помимо этого, на Рижском мотостроительном заводе делали мокики. Самым известным стала пресловутая «Дельта».
После распада Советского Союза «Красная звезда» пережила относительно безболезненно вхождение в новую эпоху. Тем не менее, на предприятии начали реформировать производство, однако в конечном итоге ничего у руководства завода не вышло. В 1998 году завод закрыли.
В продолжение мотоциклетной темы читайте о том, почему о мотоцикле Maserati 125 Tipo T2 мечтают даже топовые коллекционеры.