В Советском Союзе было сделано много интересных образцов техники. К числу таких можно смело причислить и микроавтобус «Старт», который выпускался Горьковским автомобильным заводом в период с 1963 по 1970 год. Машина на десять мест была сконструирована на базе ГАЗ-21, а одной из важнейших особенностей новинки стало использование кузова из стеклопластика и деревянных усилителей. Конструкция была очень прочной, хотя и недолговечной. При падении с 12-метровой высоты кузов машины не получал значительных повреждений.
За дизайн «Старта» отвечал советский художник и инженер Юрий Иванович Андрос. Внутри салона микроавтобуса располагалось три ряда сидений: одно поперечное и два вдоль кузова. В багажнике авто имелся умывальник. Предполагалось, что на базе «Старта» впоследствии будет создана новая машина скорой помощи.
Габариты автомобиля составляли 5500х1900х2000 мм. Длина колесной базы составляла 2840 мм. Масса микроавтобуса достигала 1320 кг в снаряженном виде. Работала новинка на двигателе ЗМЗ-21 и имела заднюю компоновку. Большинство узлов было полностью позаимствовано у ГАЗ-21.
Хотя первое впечатление о кузове «Старта» было положительным, совсем скоро стало понятно, что при длительной эксплуатации, из-за температурных перепадов и из-за отсутствия у стеклопластика теплового расширения в кузове образуется статическое механическое напряжение. По этой причине кузов начинал деформироваться, подчеркивают консультанты 2Drive.ru.
Всего было выпущено около 150 экземпляров «Старта», пять из которых были экспериментальными моделями. Проект закрыли из-за отсутствия крупных заказов, а также из-за отсутствия фактической поддержки проекта из вне. Как только с завода ушли все инициаторы проекта нового микроавтобуса, работать над ним больше никто не захотел. Единственная попытка вернуть «Старт» была предпринята на Луганском автосборочном заводе. Там автобус основательно переработали. Правда, выпущено было всего 20 машин.
Кстати, микроавтобус можно увидеть в финале советской комедии «Кавказская пленница».