Космический челнок «Буран», который был разработан уже на закате эпохи Советского Союза, должен был стать большим прорывом в освоении космоса, но случилось всё с точностью до наоборот. Вместо этого он превратился в большое разочарование, и последствия этого проекта до сих пор дают о себе знать скандалами и разбирательствами.
Многоразовый лучше?
Главным препятствием в освоении космоса всегда были деньги: слишком уж много их требовалось для запуска ракеты на околоземную орбиту, не говоря уже о достаточно далёком путешествии к ближайшему спутнику Земли или к другим планетам Солнечной системы. Даже топливо для ракеты исчисляется сотнями и тысячами тонн, но отнюдь не его стоимость вызывает вопросы. А цена постройки самой ракеты, в частности, её двигателей. Это самая дорогая часть космического транспорта, и самое печальное, что они одноразовые. Как только ступень отработает свой запас топлива, он сбрасывается вместе с очень дорогостоящими двигателями, а потом всё это просто сгорает в атмосфере.
Именно по этой причине невозможно слишком часто отправлять ракеты в космос, а также делать их слишком большими, поскольку это тоже удорожает их сверх всякой меры. Космическая программа – чрезвычайно дорогое удовольствие, поэтому усилия многих специалистов всегда направлены на решение этого непростого вопроса. В частности, одним из наиболее «простых» способов было создание многоразового космического корабля, который мог бы сделать несколько ходок на орбиту. С его появлением можно было бы увеличить количество рейсов и намного ускорить освоение космоса. Это и стало одной из причин создания многоразового корабля «Буран».
Впрочем, основную причину для начало нового проекта дали военные. В 1971 году специалисты НАСА начало разработку космического челнока многоразового использования Space Shuttle. На фоне гонки вооружений и холодной войны между двумя сверхдержавами военные пристально следили за развитием ситуации и строили предположения о назначении космического корабля. В публичной сфере Соединённые Штаты позиционировали шаттл, как средство для исследовательских работ в космосе, но у советских военных были вполне обоснованные подозрения.
Военные опасались, что Соединённые Штаты смогут использовать шаттл для бомбардировок территории СССР из космоса, а подобному нападению Советы противопоставить ничего не могли. Полезная нагрузка шаттла при выходе на низкую орбиту составляла 24,4 тонны, а этого более чем хватало, чтобы причинить серьёзный ущерб. Первейшей функцией «Бурана» должно было стать противодействие в космосе, а участие в космических исследованиях – это уже побочное направление работ.
Многоразовый челнок «Буран»
Изначально «Буран» должен был стать точной копией шаттла, это позволило бы сэкономить много времени на разработку собственных решений и максимально ускорить программу, но не сложилось. Несмотря на то, что разведке кое-как удалось раздобыть чертежи американского космического корабля, полностью следовать им не было никакой возможности. Этому мешали некоторые технические проблемы. Едва ли не главной проблемой стали двигатели, аналогов которым у Советского Союза попросту не было. Отечественные двигатели оказались слишком большими и тяжёлыми, да и в тяге они сильно уступали. Быстро решить эту проблему было невозможно, тогда и решили на основе американского проекта построить собственный.
В результате получилась совсем не копия шаттла, а совершенно другой космический корабль, который имел целый ряд ключевых отличий. Одним же из самых главных были как раз двигатели. Поскольку маршевые двигатели установить на «Буран» не было никакой возможности, вместо них поставили реактивные, при помощи которых можно было маневрировать в атмосфере во время посадки. В свою очередь маршевые двигатели смонтировали на ракете-носителе, которая и должна была вывести «Буран» на орбиту. Такой шаг имел вполне очевидный плюс – снижение массы, что решило несколько дополнительных проблем.
Поскольку для запуска многоразового корабля не было никакой инфраструктуры, её пришлось создавать с нуля, и стоила она недёшево. В частности, пришлось оборудовать несколько взлётно-посадочных полос длиной 4,5 километра в том числе и в дружественных странах. Последние предназначались для экстренной посадки в случае возникновения аварийных ситуаций.
«Буран» был завершён к 1988 году, и на осень назначили его первый полёт. Он состоялся вполне успешно, если не считать поломки, которая задержала это событие более чем на месяц. Старт был перенесён на 15 ноября, полёт выполнялся в полностью автоматическом режиме, и бортовые системы смогли продемонстрировать отличную работу даже в экстренных ситуациях: автоматика смогла скорректировать курс во время посадки, когда «Буран» сбился с траектории во время захода на посадку.
Высокотехнологичный мусор с исторической ценностью
Впечатления от запуска «Бурана» были неоднозначными. С одной стороны, проект показал себя полностью жизнеспособным, хоть военные и были разочарованы. Они проанализировали все полученные во время полёта данные и пришли к выводу, что не смогут использовать его для повышения обороноспособности страны, поэтому оставили космический корабль для хозяйственных нужд и научно-исследовательской деятельности. С другой же стороны, запуск многоразовой системы на орбиту оказался баснословно дорогим, поскольку пришлось использовать ракету-носитель с маршевыми двигателями. Их собирались установить на челнок позже, как только они будут готовы.
Проект многоразового космического корабля требовал огромного финансирования, учитывая, что пять «Буранов» уже находились в разработке. К сожалению, распад Советского Союза и последовавший кризис сделали это совершенно невозможным. Финансирование не выделили, проект фактически заморозили, «Буран» остался в Казахстане, а в 1993 году судьба проекта решилась окончательно, его закрыли без надежды на возрождение.
Два из пяти недостроенных челноков, самые «сырые», были утилизированы за ненадобностью, остальные же превратились в музейные экспонаты или стали частной собственностью. Сам «Буран», побывавший в космосе и успешно вернувшийся обратно, на Байконуре был завален рухнувшей крышей ангара и окончательно превратился в металлолом. Строившийся его близнец находится там же, на Байконуре, и вокруг него развернулась целая полемика. Непосредственно «Буран» представляет собой не только историческую ценность, в нём использовалось очень много уникальных технологий, но его владельцу «РКК Байконур», а потом и правительству Казахстана, «Буран» оказался не нужен. Вокруг него даже не выставили охрану, чем впоследствии и воспользовались вандалы. «Роскосмос» пытался договориться о передаче системы многоразового использования, но из этого ничего не получилось. Сейчас «Буран» находится в подвешенном состоянии, и чем закончится эта история, сказать сложно.
Создание принципиально новой космической ракеты – сложный и трудоёмкий процесс, в чём смог убедиться Илон Маск, много раз разбив свой Starship.