В 1970-е годы, когда советское руководство ко всему непривычному, необычному или же нестандартному относилось крайне отрицательно, появление небезызвестного ИЖ-Комби было настоящим чудом. Автолюбители ему были откровенно рады, по крайней мере, до тех пор, пока автомобиль морально и технически не устарел и превратился в своё бледное подобие. История его появления и производства тоже не очень обычная.
Автомобиль мог никогда и не появиться
Своим существованием Ижевский автомобильный завод обязан Дмитрию Устинову, который в своё время заведовал оборонно-промышленным комплексом, а потом был министром обороны Советского Союза. Как военный старой закалки, он имел весьма консервативные взгляды на вещи, менять их не собирался и активно продвигал их в жизнь. В частности, на заводе, построенном им, по его указанию должны были выпускать автомобили исключительно разработки «Москвича». Правда, с этим были согласны не все, и во второй половине 1960-х годов местные молодые специалисты своими силами и по своей же инициативе разработали любопытный автомобиль.
В основе его был Москвич-408, но выглядел он необычно. Автомобиль имел удлинённый кузов и пятую дверь, а впереди красовались четыре фары, прямо как у экспортной модификации. Подобного автомобиля в истории советского автопрома ещё не было, а конструкторы к тому же собирались оснастить его прямоугольными фарами, закупленными в ГДР. Вот только все понимали, что протолкнуть этот проект в серийное производство шансов практически нет, но вопрос решился благодаря личным связям одного из руководителей. С его помощью машину продемонстрировали председателю совета министров, тот дал «добро», и министерству обороны пришлось согласиться на серийный выпуск.
Почти эксклюзивная компоновка багажника
Большой проблемой многих советских автомобилей было запасное колесо. За неимением лучшего места, из-за отсутствия воображения, да и желания что-то серьёзно менять, его определяли в багажник, где оно всем мешало и вызывало много негатива у водителей. Колесо занимало большую часть объёма, и на что-то другое места просто не хватало. В ИЖ-2125 дело решилось концептуально.
Бензобак сместили вниз, как раз за задним мостом, а освободившееся место занял металлический ящик. Он был достаточно объёмным, чтобы вместить в себя и запасное колесо, и разнообразный инструмент, который обычно болтался в багажном отделении. Сверху ящик накрывался крышкой и застилался ковриком. Согласно официальной документации, багажник выдерживал до 200 килограмм, но на практике его загружали, пока закрывалась дверь. Для этого откидную полку просто убирали, а входило порой до полутонны.
Первый лифтбек
К какому семейству только не причисляли ИЖ-2125. Ещё во времена Советского Союза некоторые его воспринимали как фастбэк, благо, в истории советского автопрома такие уже были, а сейчас его называют хэтчбеком. Вот только и то, и другое неверно.
У фастбека заднее стекло, как и прочее остекление, встроено в кузов и является точно таким же окном, как и все остальные. У ИЖ-Комби, в свою очередь, стекло является частью двери и поднимается вместе с ней, поэтому фастбеком он никак быть не может. Что же касается хэтчбека, стоит только посмотреть на автомобиль в профиль, как сразу становится всё понятно. У ИЖ-2125 задний свес слишком большой и пологий, чтобы причислять его к этому типу кузова. К тому же в задней части кузова у него имеется небольшой выступ. То есть ИЖ-Комби – чистокровный лифтбек. Причём ни до него, ни после советская автомобильная промышленность лифтбеков больше не выпускала.
У ИЖ-2125 странное название
Как потом рассказывали создатели ИЖ-2125, выбранное ими название должно было указывать на некую комбинацию универсала и седана. И это вразрез шло со всеми автомобильными традициями. По своей сути это был седан в кузове лифтбек, и к универсалам он не имеет вообще никакого отношения. Даже сейчас Комби ассоциируется исключительно с универсалами, да и встречается порой в их названиях.
В истории ИЖ-2125 была неудачная попытка модернизации, и не одна
На Ижевском заводе лелеяли мечту выпускать ИЖ-2125 в качестве автомобиля более высокого класса, эдакий советский люкс. Благо, выпускался он совсем не в таких масштабах, как прочие модели, был достаточно дефицитным и сильно выделялся на общем фоне. Первым же улучшением собирались сделать коробку передач, планировали установить вместо штатной механической автоматическую. Её даже разработали совместно со специалистами из НАМИ, но вот производить автомат было решительно негде. Руководству крайне не понравилась мысль открыть для этого новый завод, а руководство Ижевского завода не собиралось брать на себя ответственность и у себя открывать новую производственную линию. В итоге мечта осталась мечтой, а ИЖ-Комби получил пакет обновлений, заодно лишившись части своей внешней привлекательности.
Впрочем, идею эту не забыли и вспомнили о возможном создании люкса чуть позже. Слишком уж хотелось сделать что-нибудь необычное. Донором для него послужил «суперлюкс» Москвич-2140SL. У него позаимствовали колпаки с дисков, сами диски, бампера и частично салон. Где-то даже раздобыли задний спойлер. ИЖ-Комби SL собрали в единственном экземпляре, он до сих пор стоит в музее.
В итоге ИЖ-2125 ожидало то же будущее, что и Волгу. Его внешность, из которой убрали практически всё, что выделяло машину на общем фоне, стала обычной и заурядной, а сам автомобиль серьёзно никогда не модернизировался. К концу его жизни, а выпуск был завершён в 1995 году, Комби воспринимался полностью устаревшей машиной.
Впрочем, это был не единственный необычный автомобиль в истории советского автопрома. Не менее интересной была «инвалидка», лёгкая мотоколяска с кузовом, маломощная и медленная, но в своё время очень популярная.