Во время Второй мировой войны инженеры прилагали огромные усилия, пытаясь создать военную машину, которая была бы в состоянии переломить ход событий на фронте. Это был период чрезвычайно смелых экспериментов. Поскольку опыта в конструировании техники ещё не было, производителями создавались удивительные машины. Среди них были и неординарные инженерные решения, намного опередившие своё время.
Гусеничные тягачи на колёсах
К тому времени инженеры уже поняли, что гусеничное шасси позволяет добиться огромной проходимости в условиях жесткого бездорожья, что для военной машины является лучшей характеристикой. Вот только гусеничный тягач крайне неудобен, как минимум, он имеет существенные ограничения в скорости. Поэтому конструкторам пришла в голову идея создать смешанное шасси. Таким был, к примеру, тягач V377 из Чехословакии. Он передвигался на гусеницах, а по бокам у него находились колёса, опускаемые при необходимости вниз.
Гусенично-колёсные тягачи выполняли роль грузового транспорта, доставляя продовольствие и боеприпасы. Некоторые модификации использовались как платформа для установки артиллерийских орудий, например, тягач ADMK от компании Austro-Daimler. Он оснащался мотором 20 лошадиных сил, а конструкция его была очень простой – задние колёса поднимались вверх и тягач ехал на гусеницах. Скорость его составляла 45 км/ч и 15 км/ч соответственно.
Крайне необычным шасси оснащались, в том числе и бронемашины. Швейцарская компания Saurer в период с 1936 по 1942 гг. выпускала броневик RR7/2. По указанию Вермахта колёсно-гусеничную машину приняли на вооружение, а всего было выпущено 160 экземпляров.
После многочисленных экспериментов с изменяемым шасси инженеры пришли к выводу, что гораздо проще, быстрее и дешевле выпускать обычные гусеничные бронетранспортёры. От них было больше пользы и меньше проблем в эксплуатации. Вероятно, самым известным «родственником» колёсно-гусеничных армейских машин является броневик Sd.Kfz. 251, производство которого стартовало ещё в 1939 году.
Машины с шарнирной рамой
Одним из обязательных качеств успешного транспортного средства, эксплуатирующегося в боевых условиях, является его манёвренность, но именно ею и не могли похвастать военные машины того времени. Для больших и тяжёлых вездеходов это и сейчас остаётся большой проблемой, не говоря уже о первой половине прошлого века. Конечно, инженеры пытались как-то решить сложную задачу, и иногда у них рождались гениальные идеи. Например, шарнирно-сочленённая рама. В 1937 году французские специалисты из компании «Бернар» собрали разведывательный полноприводный автомобиль TT-4.
Опыт оказался неудачным: чрезвычайно неустойчивая конструкция с центральным шарниром сделала машину очень нестабильной. По такому же принципу попытались собрать бронемобиль, но его постигла та же участь.
Целая серия военных армейских машин была выпущена на основе крайне необычного трактора Р4 с шарнирно-сочленённой рамой, разработанной итальянским инженером ещё в 1923 году. Над созданием первого варианта тягача P4.30 начали работу в 1931 году. Его оснащали 48-сильным двигателем и большими колёсами с откидными лопастями, которые должны были увеличивать сцепление с грунтом. Шарнирное соединение позволяло перемещаться двум частям рамы относительно друг друга в двух плоскостях.
Тягач оказался весьма полезен, поэтому работа над его совершенствованием продолжалась ещё некоторое время. Правда, в обычных условиях его старались не использовать, поскольку он был слишком неуклюж и сложен в управлении. Зато шарнирно-сочленённые тягачи и прочая техника на этой же платформе нашла применение в горах.
Нестандартные машины
В период Второй мировой войны некоторые инженеры воплощали в жизнь поистине новаторские идеи. Некоторые из них даже сейчас вызывают большое удивление. Например, полноприводный военный грузовик G3, выпущенный британской компанией Garner, отличался от остальных радикально усовершенствованной силовой установкой. Она состояла из двух двигателей Ford V8 суммарной мощностью 170 лошадиных сил. Причём мощность можно было распределять в произвольном порядке: между всеми четырьмя колёсами, передней и задней осью, а также между правой и левой сторонами.
Ещё одна из машин, опередивших своё время – это прожекторная станция Tilling-Stevens TS20. На ней устанавливался мощный прожектор, предназначенный для подсветки небосвода и работавший вместе с зенитными орудиями. Его оснащали силовой установкой мощностью 70 лошадиных сил, вот только она приводила в действие не колёса, а 24-киловаттный электрогенератор. Электричество было необходимо, чтобы питать прежде всего прожектор, а заодно с ним и тяговый электродвигатель, за счёт которого и ездила станция.
Инженеры, разработавшие военные тягачи, наверное, никогда не думали, что армейскую технику когда-нибудь используют, чтобы создать дом на колёсах.