Внедорожники всегда пользовались непреходящей популярностью. Они выгодно выделялись среди прочих легковых машин возможностью ездить по плохим дорогам или при их полном отсутствии. В Советском Союзе тему внедорожников также не могли обойти стороной, особенно учитывая состояние дорог и потребность в таком виде транспорта. К сожалению, большая часть проектов так и не была полностью реализована.
ГАЗ-М73
Это был уникальный для своего времени автомобиль, фактически первый в своём роде. На тот момент в Советском Союзе не существовало такой вещи, как раздаточная коробка для внедорожников, её пришлось создавать с чистого листа. Кузов и силовую установку М73 получил от 402-го Москвича, а вместе с ними и тормозную систему.
Кузов от Москвича доработали, создав на его основе два исполнения ГАЗ-М73: пикап и купе. Он оба имели в салоне только два места – для водителя и одного пассажира. К большому сожалению, производственных мощностей для его выпуска не оказалось, поэтому проект остановили, а на основе готовых образцов впоследствии разработали Москвич-410 и 411.
Москвич-410
Дальнейшие работы с М73 продолжились уже на МЗМА. От ГАЗа взяли уже готовые трансмиссию и полноприводную подвеску. Кузова им достались от легковых 402, 407 и 423. В результате получился Москвич-410, который обладал вполне узнаваемым кузовом, вот только он находился на удивление высоко над землёй. Вместе с ним появились на свет Москвич-410Н и Москвич-411, грузопассажирский вариант. Все они предназначались для использования в сельской местности, где подобных видов транспорта очень не хватало. Их даже запустили в серию, но долго эти автомобили не продержались. Их производство было остановлено в связи с нехваткой мощностей.
Москвич-415 и 416
Во второй половине 1950-х годов попытку выпустить внедорожник сделали инженеры МЗМА, насмотревшись на крайне удачный для того времени американский Willys. В качестве основы для внедорожника использовали лонжеронную раму. Ходовую часть и трансмиссию для нового автомобиля взяли с 410-го Москвича. Итогом же работ стал похожий на американскую машину Москвич-415 без дверей и со съёмным тентом вместо жесткой крыши.
После доработки и усовершенствований у внедорожника появился жесткий верх и уникальная на тот момент система подогрева лобового стекла. Вот только выпускать их было негде, поэтому история этих моделей закончилась на семи опытных образцах.
Москвич-2148 и 2150
Очередную попытку создать отечественный внедорожник сделали в начале 70-х годов. Перед инженерами АЗЛК поставили задачу – создать обладающий определённой комфортабельностью внедорожник, которым можно будет пользоваться в том числе и в городе.
В качестве основы взяли проект 415-го Москвича, значительно его усовершенствовав. В нём сочетались рама, подключаемый полный привод и двигатель от 412-го. Создали два варианта: 2148 с мягким съёмным тентом и 2150 с жесткой металлической крышей. До серийного производства автомобиль не дожил, проиграв конкурс Ниве.
ЛуАЗ-1301
Попробовали свои силы в создании внедорожника и специалисты Луцкого завода. На основе 969М они создали автомобиль с интересными возможностями. Он обладал пневмоподвеской, способной увеличивать клиренс, постоянный полный привод с блокировкой межосевого дифференциала и другие новшества. Тем не менее, машина до серийного производства так и не дожила: постоянные модификации продлились до момента закрытия проекта в 2006 году.
Апал-2154
Даже в самые тяжёлые времена, когда наступили сложные 90-е годы, велись работы в этом направлении. На этот раз попробовали добиться результата специалисты челябинского опытного завода №100. При помощи компании «Апал» к 2003 году создали первый образец западноевропейского кроссовера без каких-либо выдающихся возможностей. После переработки кроссовер с мягкой крышей снабдили полным приводом и двигателем, доставшимися от Lada вместе со многими другими компонентами. Десять опытных образцов не впечатлили производителей, они отказались выпускать автомобиль, перспективы которого никто так и не смог оценить.
УАЗ-2362
Не были остановлены попытки и уже в постсоветское время. Ульяновский завод выпустил пикап повышенной проходимости УАЗ-2362, который получил многое от УАЗа-3162. Длина колёсной базы автомобиля составила три метра, он имел кабину с двумя рядами кресел, пятиступенчатую коробку передач, подключаемый полный привод и турбированный дизельный двигатель на 110 лошадиных сил. Но об этой машине забыли на долгое время, пока в 2008 году о нём не вспомнили, разрабатывая новый пикап.
Между тем, не всякий автомобиль, дошедший до серийного производства, можно было купить в Советском Союзе. Некоторые из них были доступны для покупки исключительно за рубежом.