Совсем скоро начнутся испытания, или они уже начались, новейшего перехватчика МиГ-41. Этот самолёт ещё даже не успел взлететь, а уже стал поводом многочисленных споров в глобальной сети, а некоторые вообще сомневаются в возможности его успешного создания. Согласно имеющейся информации, которой не так уж и много, МиГ-41 должен по многим параметрам превзойти все имеющиеся отечественные самолёты.
Зачем нужен новый перехватчик
В 1981 году был принят на вооружение один из самых необычных самолётов в мире – перехватчик МиГ-31. Он оказался настолько удачным, что находится в эксплуатации по настоящее время, и избавляться от него никто пока не планирует. Мало того, уже много раз этот самолёт модернизировался, на него устанавливалось современное оснащение, и он приобретал новые возможности. Одной из последних модификаций стал пусковой комплекс, предназначенный для запуска гиперзвуковых ракет, а самой известной – установка ракетного комплекса «Контакт». Последний представляет собой 10-метровую ракету, способную сбивать космические спутники, летящие на низкой орбите. Так зачем понадобилось искать замену для такого самолёта?
Ответ, в принципе, прост. Во-первых, эксплуатационный ресурс МиГ-31 подходит к концу, ему недолго осталось летать, и в самом недалёком будущем его благополучно спишут. Во-вторых, несмотря на все проведённые усовершенствования, перехватчик уже устарел и технически, и морально. К тому же он практически достиг предела для модернизации, и современные системы вооружений установить на него либо крайне сложно, либо невозможно вообще из-за несовместимости оборудования или недостаточно большой грузоподъёмности. Как бы то ни было, но ему уже готовят замену, а согласно полученной информации, вскоре начнутся наземные испытания нового перехватчика МиГ-41.
Суть Миг-41
Для тех, кто весьма далёк от тематики военных самолётов, сложно понять, для каких целей требуется вообще создавать перехватчик, если уже имеется многоцелевой истребитель. Действительно, на текущий момент современные истребители могут выполнять почти весь спектр боевых задач. Подобный самолёт очень эффективен, он даже может наносить бомбовые удары или служить летающей платформой для запуска ракет воздушного базирования, если на него установить соответствующее оборудование. Правда, у истребителя несколько иное предназначение: он используется для ведения воздушного боя, где требуется высокая маневренность и соответствующие возможности, как боевые, так и сугубо технические. С перехватчиком совершенно другая история.
Уже имеющийся на вооружении перехватчик МиГ-31 изначально создавался для перехвата крылатых ракет, которые в большом количестве создавались Соединёнными Штатами. Причём разрабатывался самолёт с откровенно избыточными лётно-техническими характеристиками. Во-первых, чтобы перехватчика надолго хватило, а во-вторых, чтобы «такого больше ни у кого не было». В любом случае МиГ-31 почти не имел недостатков, мог летать на большие расстояния, развивал огромную скорость, был способен долгое время поддерживать сверхзвуковую, и ни один самолёт не имел никаких шансов от него сбежать. Новый МиГ-41 будет иметь тот же набор способностей, только усиленных, плюс вагон и маленькую тележку новых возможностей, полученных за счёт современных технологий.
Новинка
Перехватчик МиГ-41 в какой-то степени можно назвать долгостроем, уж слишком долго его собирались выпускать. Ещё в 2013 году впервые была озвучена потребность в новом перехватчике, а годом позже стали формировать пакет технических условий для подобного проекта. Вот только процесс сильно затянулся, поскольку это должен был быть не какой-нибудь рядовой самолёт, а шестого поколения. В своё время с многоцелевым истребителем пятого поколения Су-57 (бывший проект Т-50) намучились сильно, поскольку двигателей для него не было, высокотехнологичной начинки не было, технологии производства, впрочем, тоже. Всё приходилось разрабатывать с нуля с привлечением инвесторов. И даже имея опыт постройки современного истребителя, было сложно создавать концепцию столь неординарного самолёта, как МиГ-41.
Изначально собирались запустить проект ещё в 2014 году, но смогли сделать это только в 2019. Планы у разработчиков были действительно грандиозными. МиГ-31 со всеми его модификациями уже имел довольно широкие возможности, а новый перехватчик собирались сделать ещё лучше. До настоящего времени самолёт мог ракетами поражать спутники на низких орбитах, теперь же его собрались заставить летать чуть ли не в космосе. Конечно, речь идёт не об открытом космосе, а о верхних слоях атмосферы, ведь двигателям всё-таки требуется огромное количество кислорода для работы. Скорость тоже будет увеличена, правда, пока что неизвестно, насколько. Слишком уж большие оптимисты говорят о гиперзвуковых скоростях, то есть от 5 Маха и больше, но эта цифра кажется слишком уж невероятной и технически недостижимой. Скорее всего, предел составит 4-4,5 Маха.
Относительно технических возможностей нового перехватчика МиГ-41 тоже ничего неизвестно. Тем не менее он не сможет показать большие результаты без использования «умных» технологий. Они потребуются, чтобы отслеживать цели и вести по ним огонь, даже МиГ-31 умеет открывать огонь по восьми целям одновременно. К тому же на предполагаемо высоких скоростях пилот не сможет управлять машиной самостоятельно, ему потребуется помощь интеллектуальных систем.
Насколько продвинулись работы по созданию перехватчика МиГ-41, никто не знает. Российские военные, как обычно, держат всё в тайне. Известно лишь, что в самом скором времени самолёт отправится на серию наземных испытаний. Сколько продлится комплекс испытаний, неизвестно, всё зависит лишь от степени готовности и количества найденных проблем. Серьёзные прогнозы о дате окончания проекта делать никто не осмеливается, остаётся лишь ждать официальных заявлений.
У Соединённых Штатов тоже есть выдающийся самолёт – Northrop Grumman B-2 Spirit, самый дорогой и самый ненужный самолёт в мире.