«Олимпик», «Титаник», «Британик»: Братья-близнецы и грустная судьба последнего из них

Усилиями кинематографистов и документалистов «Титаник» уже успел превратиться в настоящую легенду. Правда, на этом фоне как-то все забыли о том, что у столь известного трансатлантического лайнера был брат-близнец, история которого была не менее увлекательной, а судьба не менее трагичной.

Проект «Олимпик»

Во второй половине XIX века кораблестроение сделало очередной виток в своём развитии. Скорость кораблей постоянно возрастала, пассажиры тратили на дорогу меньше времени, а сами поездки стали более комфортабельными. Трансатлантических перевозок это тоже коснулось, теперь огромное расстояние можно было преодолеть за сравнительно короткое время, пассажиров ждали уютные каюты, и долгое путешествие превращалось в захватывающую морскую прогулку. В таких условиях конкуренция между операторами сильно выросла, и им приходилось предпринимать серьёзные усилия, чтобы поддерживать свой уровень и развиваться дальше. Компания «Уайт Стар Лайн» была в таком же положении.

Компании «Уайт Стар Лайн» приходилось буквально отвоёвывать пассажиров у конкурентов, поэтому ей требовалось новое средство для их привлечения, и им должны были стать корабли проекта «Олимпик». Согласно замыслу заказчика, новые трансатлантические лайнеры должны были соперничать с пароходами «Мавритания» и «Лузитания», находящимися во владении главного соперника, компании Tundra Line. На тот момент они были лучшими в своём классе, и ни один другой корабль не мог составить им конкуренцию ни по скорости плавания, ни по комфортабельности, ни по уровню обслуживания. В «Уайт Стар Лайн» собирались исправить ситуацию и потягаться с более успешным конкурентом, поправив таким образом своё положение.

В рамках проекта «Олимпик» собирались построить три корабля, и эту непростую задачу доверили верфи «Харленд энд Вулф», расположенной в Белфасте. Это была одна из крупнейших судостроительных компаний, и она обладала огромным опытом в этой области. Её владелец встретился с заказчиком и сразу же отговорил его от постройки более быстрых кораблей, поскольку для этого пришлось бы под машинное отделение выделить слишком много места в ущерб комфорту пассажиров. Вместо этого решили сосредоточить усилия на создании эксклюзивной и роскошной атмосферы. Интерьер корабля и непосредственно кают должен был выгодно отличаться утончённостью, а для особо богатых пассажиров планировалось выделить более комфортабельные и роскошные каюты большего размера. Таким образом корабли собирались превратить в плавучий отель с максимальными удобствами, привлекая таким образом новых клиентов.

Братья-близнецы

Изначально вообще собирались строить два корабля, но после долгих обсуждений решили всё-таки построить три. Водоизмещение каждого из них должно было составить 15 тысяч тонн, что было вполовину больше, чем у кораблей конкурентов. Синонимом всех трёх лайнеров стала роскошь, а самым выделяющимся местом в конечном итоге решили сделать лестницу первого класса. В некоторых вопросах в создании имиджа доходили чуть ли не до абсурда, например, перепланировали корабли и добавили дополнительную трубу, и их стало четыре вместо трёх изначальных таким образом пытались создать образ надёжного судна, которое может доплыть куда угодно.

Неожиданно проблематичным оказался выбор силовой установки. Для настолько большого судна требовалось нечто достаточно мощное, чтобы обеспечить минимально необходимую скорость, Конструкторам пришлось выбирать между двумя вариантами двигателей, но сравнить их возможности на практике они никак не могли. Дело решилось весьма оригинальным образом. Они купили два корабля аналогичного водоизмещения и устроили им полномасштабное тестирование, чтобы на деле увидеть в работе их двигатели. В итоге корабли «Олимпик» получили установку с 29 паровыми котлами мощностью 50 тысяч лошадиных сил.

«Британик»

Трансатлантический лайнер «Британик» был третьим и последним кораблём класса «Олимпик». Его строили уже после того, как «Титаник», второй корабль из этой серии, столкнулся с айсбергом и затонул, и в его конструкцию внесли дополнительные изменения. У «Титаника» был целый ряд недостатков, из-за которых в конечном итоге не удалось избежать лишних жертв, поэтому в «Британике» учли этот печальный опыт и позаботились о мерах безопасности. Впрочем, это были не единственные изменения. Его сделали более роскошным и добавили дополнительные удобства для пассажиров. В общем и целом, это был почти идеальный трансатлантический лайнер для своего времени.

«Британик» ввели в эксплуатацию в конце 1915 года, вот только по назначению его так и не использовали. В середине ноября, когда его уже спустили на воду и проводили работы по окончательной доводке, корабль реквизировали военные. Все плановые работы пришлось остановить, и корабль переоборудовали в плавучий госпиталь, рассчитанный на три тысячи человек. И первой же его миссией после принятия в эксплуатацию была эвакуация из Мудроса, греческого порта. После нескольких плаваний «Британик» оставили в покое, но ненадолго, и осенью 1916 года он отправил сям в своё последнее плавание.

Трагедия с «Титаником» послужила для кораблестроителей хорошим уроком. Им пришлось поменять своё отношение к безопасности и пересмотреть конструкцию кораблей. Для «Британика» это имело первостепенное значение, поскольку позволило уберечь множество жизней 21 ноября 1916 года. Немецкие подводные лодки в то время массово расставляли судоходные районы, и на одну из таких мин, установленную между островами Макронисос и Кея, наткнулся бывший трансатлантический лайнер.

Ситуация для корабля складывалась не очень хорошая. Повреждения получила носовая часть судна, к тому же частично была разрушена переборка, двери в котельные по какой-то причине не закрывались, а в оставленные открытыми для проветривания иллюминаторы хлынула вода. Корабль активно шёл ко дну, и процесс этот остановить было невозможно. Благо, принятые еры безопасности дали немного времени, к кораблю успела прийти помощь, и два военных судна эвакуировали людей. Погибших оказалось на удивление мало, а сам корабль затонул

Крушение «Титаника» — не самая масштабная катастрофа, были и другие, последствия которых были куда более трагичными.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓