Традиция проводить автосалоны и хвастаться достижениями в области автомобилестроения уходит своими корнями в далёкое прошлое. С момента появления автомобилей стали проводиться выставки, где все желающие могли познакомиться с новой, а потому казавшейся нереальной техникой. В России первый автосалон прошёл ещё в начале XX века, он собрал производителей со всего мира и заработал высокие оценки критиков.
От экзотики к повседневности
Россияне первый в своей жизни автомобиль смогли увидеть в 1891 году. Самодвижущаяся повозка, грохочущая и вонючая, вызывала совершенно противоречивые эмоции. Тем не менее прогресс брал своё, уже в 1898 году были организованы первые соревнования между повозками с бензиновыми двигателями, а в 1900 появился клуб автомобилистов. Разумеется, это развлечение было не из дешёвых, поэтому и создал его железнодорожный магнат и владелец шикарного на тот момент автомобиля Daimler Phaeton Николай Карлович фон Мекк.
Люди постепенно привыкали к машинам и те заняли полагающееся им место в повседневной жизни. После окончания Первой русской революции в восстанавливающейся промышленности стремительно стала развиваться совершенно новая отрасль – автомобилестроение. Зарубежные производители зашли на российский рынок и попытались занять открывшуюся нишу.
На этом фоне популярное французское издание L’Auto выдвинуло предложение организовать первый в истории России автосалон. При газете постоянно работал Комитет, который занимался организацией и проведением подобных мероприятий и уже успел провести многочисленные выставки в европейских городах.
Знаменательное событие
Представители французского Комитета по организации выставок решили действовать через российский журнал «Автомобиль». Издатель Андрей Платонович Нагель заинтересовался таким мероприятием международного формата, но не имел никакой возможности организовать его только собственными силами.
Поэтому он сделал единственное, что было в его силах – обратился за помощью в российское автомобильное сообщество. Поскольку автомобиль был развлечением лишь для избранных мира сего, в сообщество входили весьма состоятельные люди, обладающие большим влиянием. Поэтому в январе 1907 года на очередном собрании членов клуба вопрос о проведении выставки получил единогласное одобрение, и автомобилисты тут же создали организационный комитет. В него вошли как французские представители, так и отечественные.
Время проведения выставки обозначили с 19 мая по 4 июля. До 18 марта комитет принимал заявки от всех желающих, а потом занимался распределением выставочных стендов. Заявки подали и зарубежные предприятия, и отечественные, причём не только те, что занимались производством автомобилей.
Свои товары решили показать все, кто имел хоть какое-то отношение к машинам, начиная с производителей шин и заканчивая компаниями, торгующими одеждой для автомобилистов. «Русский салон» больше всего привлёк французов, подавших 30 заявок. Куда меньше оказалось желающих из Великобритании, Италии, Германии и других стран.
На выставочных стендах были представлены такие компании как Opel, Brasier, FIAT, Laurin & Klement, Ford, Mercedes, Berliet, Renault и другие. Причём многие уже успели зарекомендовать себя самым лучшим образом, их роскошные машины высокого качества уже тогда пользовались спросом.
От российских производителей поступило 30 заявок. Среди них были автомобильный завод «Г.А. Лесснер», кузовное ателье «Крюммель», производитель автошин «Проводник», завод по выпуску двигателей «Андрее и Розенквист» и даже производитель одежды «Сорокин».
«Первая международная выставка автомобилей, двигателей, велосипедов и спорта», как она официально называлась, открылась в Санкт-Петербурге, в Михайловском манеже, и привлекла всеобщее внимание. Организаторы позаботились о том, чтобы разослать около 20 тысяч приглашений почётным гостям.
За всё время работы автосалона его посетили множество должностных лиц, министры, политики и знаменитости. Тот, кому не досталось бесплатное приглашение, тоже мог посмотреть на многочисленные экспонаты, заплатив за билет до 1 рубля.
Выставка работала до 4 июня включительно, а для удобства посетителей запустили два омнибуса на бензиновых моторах. Они ездили по Невскому проспекту и собирали всех желающих попасть на автосалон.
В рамках «Русского салона» было продемонстрировано множество экспонатов: легковые автомобили, грузовики, военный транспорт, двигатели, гаражное и ремонтное оборудование, автомобильные шины, сельскохозяйственная техника и даже лодки, снабжённые моторами.
Некоторые экземпляры особенно понравились посетителям. Например, грузовой автопоезд Neue Automobil-GmbH не только заработал награду, но и привлёк внимание военного ведомства. Несколько десятков компаний получили различные призы, было продано огромное количество автомобилей и заключены дорогие контракты.
Мероприятие заработало немало положительных отзывов. Его успех был настолько большим, что сразу же решили проводить выставки регулярно. Впоследствии прошли ещё три подобных автосалона.
Современные выставки и авто- и мототехники музеи привлекают к себе пристальное внимание. Например, в музей Barber Vintage Motorsports Museum, оборудованный собственным гоночным треком, каждый день приходит множество посетителей.