Найденные где-то в подвале, в лесу или в заброшенном сарае автомобили уже стали обыденным явлением. Впрочем, к старым и заржавевшим классическим автомобилям, найденным где-нибудь на пустыре, уже привыкли, но вот брошенные корабли вызывают искреннее удивление. По всему миру разбросано очень много заброшенных или аварийных судов, которые никому не нужны и десятилетиями разрушаются под открытым небом.
Сухогруз «Рио»
Именно так называется интересная достопримечательность, которая находится возле села Кабардинка в Краснодарском крае. Село находится на побережье и давно стало местом паломничества для всех, кто желает отдохнуть и отлично провести отпуск. В первой половине декабря грузовой корабль «Рио» следовал своим привычным маршрутом и собирался зайти в порт Новороссийска, а по пути его застал шторм. Судно тут же стало на якорь и запросило помощь, но якорная цепь не выдержала, и корабль снесло волнами прямо на мель под Кабардинкой.
Владельцы даже не пытались снять его с мели, поскольку страховая компания не могла возместить стоимость всех работ, поэтому сухогруз на некоторое время остался прикованным к суше. Он тут же стал местной достопримечательностью, и к нему потянулись туристы, а владельцы быстро организовали платные экскурсии. Как они потом пояснили, все доходы от экскурсий были пущены на поддержание текущего состояния корабля.
Так сухогруз простоял на мели около года, пока в 2019 его не выкупили. По некоторым сведениям, это были российские предприниматели. Они не стали отменять экскурсии, но возле судна сделали большую насыпь и проложили к нему грунтовую дорогу. Снимать с мели сухогруз, разумеется, никто не собирался, вместо этого его решили демонтировать, а работы начались в 2022 году.
Кладбище кораблей у берегов Мавритании
Одна из самых больших проблем, связанных с кораблями, касается их утилизации. Сухогруз, океанический круизный лайнер, наливной танкер и прочие суда состоят из огромного количества железа, латуни, меди и алюминия, а также десятков километров проводов, нескольких тонн стекла, сотен литров горюче-смазочных материалов, различных химических соединений и прочих опасных для жизни и здоровья веществ. П закону корабль нельзя выкинуть просто так, его нужно по всем правилам разобрать с наименьшей опасностью для людей и окружающей среды. Разумеется, это стоит баснословную сумму. Компаниям проще и дешевле бросить где-нибудь отслужившее своё судно.
Эту глобальную проблему всех судовладельцев успешно решают в Мавритании, Африка. На территории страны, как раз на побережье, находится город Нуадибу, где расположен большой порт. И в том же районе находится довольно большая бухта, которую правительство страны отвело под самое большое кладбище кораблей в мире. За определённую сумму сюда можно привести корабль и оставить его на мелководье, чтобы он со временем превратился в гору ржавчины. Конечно, всё это сильно загрязняет окружающую среду и непосредственно океан, но это дешевле, чем платить за полноценную утилизацию.
На пляже в бухте уже скопились сотни кораблей, от небольших до огромных. Какие-то из них всё ещё находятся в более или менее приличном состоянии, другие успели проржаветь насквозь и затонуть. Утилизировать их, конечно, никто не будет, слишком уж это дорого, поэтому они и останутся на берегу доживать свой век и распадаться на части.
«Князь Багратион»
В 1912 году состоялось важное событие: на воду спустили речной теплоход «Князь Багратион», первый в серии из одиннадцати теплоходов. Их использовали для перевозки пассажиров по маршруту Астрахань-Нижний Новгород. Он пережил революцию, получил новое имя, «Память тов. Маркина» и продолжил свою службу. Теплоход находился в эксплуатации до 1950 года, потом его подвергли масштабной реконструкции и использовали по назначению вплоть до распада Советского Союза.
«Князя Багратиона» списали за ненадобностью, поскольку никто не хотел вкладывать солидные деньги в его ремонт и обслуживание. Теплоход продали какому-то предпринимателю, а тот открыл в нём ресторан у побережья Феодосии. Судно находилось в эксплуатации ровно до тех пор, пока его можно было использовать, а как только оно стало неремонтопригодным, от него избавились. Теплоход отбуксировали в Капсельскую бухту рядом с Судаком и посадили на мель.
Демонтировать судно никто не собирался, поскольку оно было старым и не содержало ровным счётом ничего ценного, поэтому так и оставили ржаветь на берегу. В скором времени теплоход стал объектом постоянного внимания туристов, в непосредственной близости от него даже образовалась стихийная парковка. При желании можно было обойти вокруг судна и полюбоваться на него, но вот на борт подняться было нельзя. Насквозь прогнившая палуба могла провалиться в любой момент.
SS Selma
В годы Первой мировой войны родилась достаточно странная, на первый взгляд, идея – строить корабли из армированного бетона. Но это только на первый взгляд. На самом же деле, кораблю абсолютно всё равно, из какого материала его построят, лишь бы он оказался достаточно прочным и водонепроницаемым. Бетонные корабли оказались на удивление полезными, на их создание не уходило столько металла, и они успешно выполняли свои функции.
Корабль SS Selma заложили непосредственно во время войны, но спустили на воду как раз к её окончанию. Вместо того чтобы отправиться на поле боя, SS Selma использовался как наливной танкер для перевозки нефти. Он курсировал в акватории Мексиканского залива, пока не врезался в причал. Поскольку бетон – слишком хрупкий материал, на месте удара образовалась серьёзная пробоина. Судно пытались отремонтировать, но с бетоном это сделать очень сложно. После нескольких бесплодных попыток Соединённые Штаты решили продать бетонный корабль и два года потратили на поиски покупателя.
Правда, железобетонный корабль оказался никому не нужен. После этого судно SS Selma отбуксировали к острову «Пеликан» и затопили. На текущий момент странная бетонная конструкция находится всё там же и привлекает к себе многочисленных рыбаков. Местные рыбы облюбовали это место и устроили там себе отличный дом. По словам и местных, и приезжих, в окрестностях полуразрушенного бетонного корабля лучшая рыбалка во всей округе.
Утилизация современных кораблей наверняка будет стоить гораздо дороже старых, особенно если на борту окажется ядерный реактор.