Почему нельзя использовать «паркинг» вместо ручного тормоза

Лучший способ продлить беспроблемную эксплуатацию автомобиля – это следовать правилам и всё делать как положено, а не «как привык» или «как удобно». Среди прочего от нежелания следовать установленным правилам страдает автоматическая коробка передач, в частности, от попыток использовать режим «P» вместо стояночного тормоза.

Тонкости автомата

Наверное, нет более капризного узла в автомобиле, чем автоматическая коробка передач. В этом плане механическая была куда лучше. Ресурс механической коробки передач в целом ряде случаев сопоставим с ресурсом двигателя, ломается она реже, а её ремонт стоит гораздо дешевле. Автоматическая трансмиссия – это полная противоположность, а причина кроется в более сложной конструкции. В её состав входит гораздо больше деталей, причём они сравнительно небольшого размера, поэтому легче выходят из строя и быстрее изнашиваются. Всё это значит, что автоматическая коробка передач требует более аккуратного обращения и соблюдения правил эксплуатации. Правда, немалая часть водителей их усиленно игнорирует, чем снижают ресурс коробки передач и вызывают поломки чувствительного к перегрузкам механизма.

Наверное, самый яркий тому пример – попытки выехать из грязи или сугроба. Ни одна коробка передач, будь то механическая или автоматическая, не любит пробуксовки, и даже механика при этом страдает. В случае с автоматом, который крайне отрицательно относится к перегреву, долгая пробуксовка наверняка приведёт к поломке. При этом масло нагревается до точки кипения и перестаёт выполнять свои функции, что и приводит к повышенному износу. Не лучше обстоит дело и с «раскачкой», когда водитель пытается выскочить из образовавшейся ямы: автомат не любит быстрой смены режимов на противоположный, при этом увеличивается износ фрикционов. Конечно, совсем обойтись без пробуксовки и той же самой «раскачки» будет невозможно, но для снижения рисков это можно делать правильно, например, через некоторое время дать коробке передач остыть.

Режим «P»

Нерегламентная эксплуатация коробки передач неизбежно приводит к увеличению износа деталей, а также к повреждению самой АКПП, после чего следует длительный простой, дорогой ремонт и, может быть, даже замена коробки. Впрочем, в использовании режимов тоже есть свои нюансы и проблемы, о которых водитель просто обязан знать. В частности, автомат от механики отличается наличием режима «Парковка», и немалое число водителей используют его не по назначению или же вообще неправильно.

У режима парковки автоматической коробки передач лишь одно предназначение – предотвратить скатывание автомобиля во время длительной стоянки. Больше он ни на что не годится. Для него в коробке передач выделена единственная шестерня, установленная на выходном валу, а также рычаг с зацепом, который фиксирует шестерню и не позволяет ей вращаться. Как только водитель переводит трансмиссию в режим «P», рычаг приводится в действие и фиксирует шестерню в одном положении. При этом вал полностью блокируется и, соответственно, колёса не могут вращаться. Таким образом автомобиль фиксируется на месте, как будто его поставили на тормоз. Наверное, по этой причине у водителей и появилось такое заблуждение: они полностью игнорируют стояночный тормоз во время парковки и предпочитают пользоваться режимом «Р» автоматической коробки передач.

Правда, самой коробке передач подобное обращение совсем не по душе. Используемая при этом шестерня и рычаг имеют ограниченную прочность, а использование её вместо тормоза сильно снижает ресурс. Ситуацию сильно усугубляет уклон парковки: чем он больше, тем сильнее возрастает нагрузка на детали коробки передач. В итоге фокус с парковочным режимом АКПП будет срабатывать лишь до некоторого времени, потом деталь сломается и потребуется дорогостоящий ремонт. Некоторые водители делают ещё хуже: они глушат двигатель, а потом лёгким движением селектора коробки передач переключаются на режим парковки и останавливают машину, чем наносят АКПП серьёзный ущерб.

Чтобы избежать ненужных хлопот с ремонтом коробки, пользоваться режимом «Р» следует исключительно на ровной площадке. Если же есть хоть малейший уклон, машина сначала ставится на стояночный тормоз, а уж после этого можно включить режим парковки на АКПП. И, конечно же, нельзя при помощи переключения селектора в положение «Р» пытаться затормозить или добиваться полной остановки автомобиля. Износ и усталость металла рано или поздно сделают своё дело, и не такая уж и прочная деталь обязательно выйдет из строя.

Сама по себе автоматическая коробка передач достаточно капризная и проблемная, но некоторые экземпляры прославились благодаря маленькому ресурсу, плохому качеству и нестабильной работе.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓