Кузов – самая уязвимая часть автомобиля, и производители прилагают огромные усилия, чтобы защитить его от коррозии и продлить срок эксплуатации. Правда, никто не использует самого очевидного – не делает кузов из нержавеющей стали. Казалось бы, это самый лучший выход из ситуации, но кузов из нержавейки создаёт слишком много проблем.
Кузовные неприятности
По всей видимости, производители никогда не отойдут от использования металла для изготовления кузовов. Конечно, есть альтернатива из пластика и композитов, но она ненамного лучше. В плюсах: такой кузов не требует покраски, поскольку пластик сам по себе имеет уже подобранный цвет, он не ржавеет и гораздо легче металлического. Минусы гораздо серьёзнее: более или менее серьёзный ремонт практически невозможен и кузовную панель приходится менять целиком, при низких температурах пластик становится чрезвычайно хрупким, легко появляются царапины, быстро выгорает на солнце. В общем, пластиковый кузов – сплошная проблема для хоть сколько-нибудь массового автомобиля, тем более в не слишком дорогом ценовом сегменте.
Защита кузова и металлических деталей конструкции производителю обходится недёшево, поэтому ценник хоть сколько-нибудь долговечной машины неизбежно взлетает вверх. У недорогих же автомобилей о приемлемой степени защиты вообще приходиться забыть. Машины без должного и не очень дешёвого ухода и обслуживания долго не протянут, им обязательно приходится периодически делать дополнительную антикоррозийную обработку. Именно поэтому и возникает вполне закономерный вопрос: почему кузов не делают из нержавеющей стали? Ведь обычная сталь – материал весьма ненадёжный, тем более дешёвая.
Впрочем, подобные попытки были. Ряд производителей для своих машин всё-таки использовали кузова из нержавеющей стали, но результат получился не очень хорошим. Ни одна из таких моделей так и не стала успешной по целому ряду причин, и нержавеющий кузов – одна из них.
Нержавеющее непотребство
Нержавеющая сталь – отличный сплав, неподверженный коррозии и с долгим сроком эксплуатации. К тому же современные достижения в металлургии позволили создать много его разновидностей с разными свойствами, их легко подобрать к совершенно разным условиям эксплуатации. Вот только для автомобильного кузова сделать это непросто. Использование обычной стали вместо нержавеющей имеет целый ряд причин. К примеру, самая первая из них – эстетическая. Казалось бы, красить такой кузов совершенно необязательно, он и так отлично смотрится, но есть несколько интересных нюансов.
На «голой» нержавейке отлично видны мелкие царапины, появляющиеся естественным образом в процессе эксплуатации, а также отпечатки рук, пыль и грязь. К тому же металл может местами потемнеть от контакта с кислыми средами, после чего кузову понадобится полировка. В свою очередь, красить такой кузов совсем непросто, поскольку степень адгезии у нержавейки довольно низкая, то есть краска на кузов берётся плохо.
Если производитель по какой-то причине вдруг решит выпустить автомобиль с кузовом из нержавеющей стали, результат будет довольно предсказуемый. Во-первых, внешний вид машины будет довольно простым и своеобразным. Нержавейку обрабатывать куда сложнее, чем обычную сталь, из-за её физико-механических свойств, её сложно гнуть и штамповать. Результат будет весьма далёк от современных представлений о прекрасном, и на изящный внешний вид рассчитывать не приходится. Самый яркий тому пример – пикап Tesla Cybertruck. У него очень простой кузов, практически полностью состоящий из плоскостей и прямых линий.
Во-вторых, цена изготовления кузова будет заоблачной. Для этого необходимо новое оборудование, а сложность обработки увеличится многократно. На окончательную стоимость всё это влияет не очень хорошо. К тому же кузов получится излишне тяжёлым, а значит и двигатель нужен будет помощнее.
В общем и целом, автомобили с кузовом из нержавеющей стали нашли отклик лишь у ограниченного числа автолюбителей, которые не обращают особого внимания на непрактичность и завышенную цену.
Вероятно, самым известным автомобилем с кузовом, изготовленным из нержавеющей стали, является DMC-12, который в своё время стал героем культового фильма.