Почему в некоторые районы подводные лодки категорически не заходят

Хоть подводные лодки и могут пересечь океан вдоль и поперёк, в некоторые районы они не заходят даже во время учений или разведывательных миссий. Эти писаные и неписаные правила накапливались десятилетиями, и в итоге получилась обширная карта запрещённых для плавания мест. Одно из них просто опасны для плавания, а посещения других чревато международными скандалами или экологической катастрофой.

1. Районы затопления

В некоторых районах морское дно превратилось в настоящий склад старых вооружений. После Второй мировой войны таким способом — затоплением — часто утилизировали трофейные и собственные боеприпасы. Со временем коррозия разрушила их корпуса, и теперь они стали серьёзной угрозой. Особую опасность представляют затонувшие субмарины с ядерными реакторами. Известны случаи, например, с советской К-27 или американской «Трешер», которые покоятся на глубине с невыгруженным топливом. Приближение к таким объектам рискованно не только из-за радиации. Сами реакторы могут быть нестабильны, а попытка их обследования вполне может спровоцировать выброс.

Эти подводные кладбища тщательно картируются и охраняются международными соглашениями. Например, в Карском море и у побережья Новой Земли лежат несколько советских атомных лодок. Работы по их утилизации ведутся десятилетиями, а доступ в эти районы ограничен даже для научных экспедиций. Для подводных лодок такие зоны являются абсолютным табу — неверные действия могут привести к механическому повреждению корпуса или радиоактивному заражению.

2. Природные ловушки

Под поверхностью океана скрываются уникальные природные явления, которые могут создать серьёзные проблемы даже для самой современной субмарины. В некоторых районах уникальные сочетания глубины, рельефа и природных явлений создают серьёзные препятствия для плавания. К примеру, существуют так называемые гидроакустические аномалии. В местах столкновения холодных и теплых течений, таких как в Норвежском море или проливах Индонезии, образуются подводные звуковые каналы. Они могут как улавливать и усиливать шум винтов, демаскируя лодку, так и создавать акустические тени, полностью скрывающие приближение других объектов.

Также плавание может быть рискованным в районах с экстремальным рельефом дна. Подводные каньоны у берегов Калифорнии или сложный рельеф Средиземного моря требуют от штурманов внимания и точности. Плохо рассчитанный маневр на глубине в несколько сотен метров вполне может закончиться столкновением со скалой. Добавляют проблем и природные явления в толще воды. Мощные глубинные течения, внезапные изменения плотности воды и активные вулканы превращают навигацию в сложное занятие. Именно поэтому экипажи предпочитают обходить эти зоны риска по безопасным маршрутам, даже если это сильно удлиняет путь.

3. Стратегические объекты

По морскому дну тянутся тысячи километров подводных волоконно-оптических кабелей. Эти магистрали передают финансовые данные, интернет-трафик и правительственную связь. Поэтому даже случайное повреждение такого кабеля может парализовать целые регионы и вызвать международный скандал. Хоть карты этих коммуникаций строго засекречены, но общие районы их прохождения хорошо известны в военно-морских кругах. Подводные лодки стараются избегать близкого маневрирования возле таких зон. Обрыв кабеля винтом или корпусом может стать серьёзным инцидентом, последствия которого выходят далеко за рамки аварии.

Также подводные лодки избегают районов, в которых находятся системы гидроакустического наблюдения. Там находятся массивы датчиков, вроде американской системы SOSUS или российского АГК, постоянно отслеживающих акваторию. Их точное местоположение засекречено, но приближение к зонам, где они могут находиться, обязательно привлечёт внимание к субмарине. Последствия же могут быть очень серьёзными.

4. Политические границы под водой

Международное морское право строго регулирует правила прохода через территориальные воды, но за их пределами существуют и зоны особых интересов. Эти районы не имеют формального статуса запретных, но после их посещения могут возникнуть серьезные политические неприятности. Самые проблематичные – это районы патрулирования стратегических подводных лодок с баллистическими ракетами. Такие зоны в открытом океане считаются едва ли не священной территорией ядерных держав. Найти и сопровождать чужие ракетоносцы – абсолютное табу.

Особый режим также действует в районах испытания новых подводных технологий и вооружений. Например, зона в Баренцевом море и акватория вокруг Камчатки традиционно используются российским флотом для проведения учений. Аналогичные закрытые районы существуют у побережья Калифорнии и в Атлантике, где проводят испытания ВМС США. История знает случаи, когда нарушение этих негласных границ приводило к опасным инцидентам. Такие происшествия и заставляют флоты всех стран соблюдать осторожность даже в нейтральных водах.

5. Зоны экологического риска и научные заповедники

Подводные лодки вынуждены считаться не только с военными ограничениями или ландшафтом, но и с экологией. Районы с хрупкой подводной экосистемой или уникальной геологией постепенно получают статус своеобразных заповедников, куда доступ субмаринам ограничен. Например, особый режим действует в регионах с активной сейсмической деятельностью, таких как Средиземноморье и Тихий океан. Развернутые там сети сейсмодатчиков для прогнозирования землетрясений могут регистрировать прохождение подлодок как ложные сигналы. Более того, акустические помехи от винтов могут нарушить работу чувствительного научного оборудования на длительный срок.

Отдельную категорию составляют морские заповедники, где ведется постоянный мониторинг биоразнообразия. К примеру, в районе Галапагосских островов или Большого Барьерного рифа подводная лодка может вызвать панику среди морских обитателей и исказить данные долгосрочных исследований. Хоть эти ограничения и носят скорее рекомендательный характер, они всё чаще учитываются во время планирования маршрутов. Даже в глубинах океана приходится считаться с хрупким природным балансом. Шумовое загрязнение, возможные утечки и физическое воздействие на донные ландшафты превратили некоторые биологически ценные районы в нежелательные для подводного плавания.

Конечно, существуют и такие места, куда заходить подводным лодкам вообще бессмысленно. Одно из таких мест – Океанский полюс недоступности. Фактически эта точка находится на максимально большом удалении от любой суши. К тому же там совершенно нечего делать – нет ни одного интересного объекта для исследований и наблюдений. То есть это водная пустыня, забредать в которую никто в здравом уме не станет.

Подводные лодки были и остаются важной частью обороны страны, но сейчас стали выпускать и гражданские подводные суда. Правда, они предназначены для прогулок и экскурсий, а стоят баснословно дорого.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓