Каждый соотечественник знает, что пикап – это такой «чисто американский» автомобиль на котором колесят суровые парни-фермеры и дровосеки, и который абсолютно точно не подходит для использования на отечественных просторах. Но так ли это на самом деле? Действительно ли пикап плох, а если все-таки нет, то почему он не смог приобрести большой популярности в России за три последних десятилетия.
Пикап в России – тема о которую было сломано не одно копье в спорах. С одной стороны, у нас будут те, кто скажет, что данный автомобиль исключительно неудобный для ежедневного использования. С другой стороны, будут абсолютно восторженные счастливчики, которым уже довелось поездить на машине с данным типом кузова. При этом ответ на главный вопрос: почему пикапы так непопулярны в России останется подвешенным в воздухе.
Первое и самое главное, что следует уяснить: огромная популярность пикапов среди «рядового» городского населения США – это стереотип. Большинство людей там, как и большинство людей здесь при выборе машины опираются на три основополагающих столпа: деньги в кармане, вопрос статуса, вопрос утилитарной необходимости. Подавляющему большинству жителей Америки пикап просто не нужен точно также, как он не нужен и большинство граждан России.
Вопросы удобства и вкуса – это слишком субъективные понятия, которые могут сильно меняться в зависимости от конкретного человека. Так, у одного нет большой семьи, но есть много мешков с цементом – почему бы ему не купить пикап? А другого автомобилиста одна только теща с любимой кошкой занимает сразу два посадочных места, но никакой картошки или мешков с цементом нет в помине – тогда зачем ему грузовой автомобиль. Здесь важно другое.
Ошибочно полагать, что пикап незнаком России-матушке. Впервые кузов пикап появился в 1910-е годы в США. В период с 1910-1970-е годы на Западе данный вид автомобилей воспринимался, как исключительно утилитарный, необходимый для работников сельского хозяйства и представителей малого бизнеса. В 1920-е годы пикап также попал в армию, где активно использовался для решения грузовых задач, а также в качестве «тачанки».
В Советском Союзе пикапы появились в 1930-е годы. На Горьковском автозаводе делали полутонные модели по лицензии Ford. Всего было сделано более 11 тысяч таких авто в довоенный период. В частные руки такая машина почти не попадала. Во-первых, с автомобилизацией населения в СССР до войны в целом все было очень плохо по объективным причинам. Во-вторых, на кой грузовая машина городскому рабочему или интеллигенту в личное пользование?
После Второй мировой войны производство пикапов фактически затихло. Ни индивидуального фермерского хозяйства (кулачества), ни малого бизнеса в СССР со времен Новой экономической политики больше не было. Экономика стояла на крупных предприятиях: фабриках, заводах и колхозах, а для удовлетворения транспортных нужд всего перечисленного, кузов пикап — это «мелковато». Большой экономике нужны большие машины, а потому в Советском Союзе штамповали в основном здоровенные (и не очень) грузовики. Пикапу, как кузову просто не нашлось больше места в хозяйственной жизни общества по все тем же объективным причинам.
Пикап вернется на советские дороги примерно в 1970-е, однако широкого распространения так и не получит. Все потому, что большого запроса на легкие грузопассажирские авто в стране не будет. Хотя отечественный автопром станет с завидной регулярностью делать любопытные прототипы, создадут даже туристический ВАЗ-2016 от 1976 года. Одним из немногочисленных исключений станет Иж-27151, который выпускался с 1972 по 2001 год. Однако всенародного значения машина со всеми ее модификациями не приобретет по причине того, что применить ее будет сильно некуда – слишком узкий рынок.
После распада СССР, после торжества «свободного рынка» и парада «частной собственности», спрос на коммерческие кузова в России начнет расти. Появление фермерских хозяйств, расцвет бизнеса, необходимость вывозить тела конкурентов в лес (шутка, конечно)! Самое время «выстрелить» пикапу. Но снова нет. А все потому, что начать делать добротные пикапы на базе отечественных предприятий, которые никогда не занимались их массовым выпуском не так-то просто. Зато можно слепить небольшой грузовик до 3500 тонн. Этим в 1994 году и занялись на предприятии ГАЗ, подарив нам знаменитую «Газель».
В итоге, ситуацию с популярностью (или не популярностью) пикапов в России можно объяснить словами «так исторически сложилось». Сначала у экономики страны не было запроса на такие машины, а когда он появился, удовлетворить его оказалось куда проще за счет других моделей. Тем более, что какая-нибудь «Газель» или ее аналог, окажется дешевле большинства доступных пикапов из-за океана, а качество, надежность и цена обслуживания при этом будут такими же или даже лучше.
Потому-то пикап и остается уделом «офисных фриков» и «мажоров». Покупать или не покупать такой кузов – выбор каждого. Он может быть одинаково отличным и ужасным в зависимости от конкретной ситуации. Большинстве же отечественных работяг, кому действительно подошел бы такой автомобиль, банально проще и выгоднее купить очередную «Газель» или ее аналог. Но если когда-нибудь ГАЗ сможет наладить выпуск действительно «народных» пикапов, то можно быть уверенным, что рост популярности такого кузова на отечественных просторах не заставит себя долго ждать.
В продолжение темы можете почитать о том, почему пикап с палаткой ВАЗ-2106 стал единственным автомобилем, сошедшим с конвейера завода.