Несмотря на все свои многочисленные недостатки, в советское время Nysa был одним из самых популярных автомобилей. Польские грузопассажирские микроавтобусы в больших количествах поставлялись в различные страны и пользовались хорошим спросом. Как это ни странно, но его история начиналась в самом неподходящем месте, на фабрике мебели.
Завод производства автомобильных кузовов
После окончания Второй мировой войны Польша с трудом выходила из кризиса, очень долгое время ощущалась нехватка оборудования и товаров даже первой необходимости. К началу 1950-х годов положение более или менее наладилось, но для перехода к привычной комфортной жизни ещё многое нужно было сделать, в частности, найти удобный коммерческий транспорт. В основе имевшихся на тот момент грузовиков, по большей части, лежали советские модели, тяжёлые, прожорливые и неповоротливые. Они, конечно, широко использовались, но совершенно не годились для перевозки людей или небольших грузов. Требовались совершенно новые транспортные средства, и их решили выпускать на Захудской фабрике, которая к тому времени производила металлическую мебель.
В 1951 году фабрику переименовали в Завод металлического оборудования «Запад» и начали производить кузова. Их устанавливали на уже готовые шасси советского и польского производства, например, ГАЗ-63 и Star-20. Эксперимент прошёл успешно, и руководство решило полностью переориентировать завод на выпуск собственных автомобилей.
Автомобиль Nysa
Местным инженерам удалось совершить чудо: они полностью переоборудовали предприятие, изначально предназначавшееся для выпуска металлоконструкций, под производство автомобилей, сделав это на достаточно хорошем уровне. Выпуск машин начался в 1957 году, а первой стала модель N57. Её производили в двух вариантах: цельнометаллический фургон для развоза грузов, а также восьмиместный микроавтобус, который оснащали тремя диванами для пассажиров. Они собирались на основе легковой машины Warszawa (копия советской ГАЗ-М-20 «Победа»).
Производитель открыл для себя золотое дно: меняя кузов в зависимости от решаемых задач, он получал совершенно новый автомобиль. За последующие два года «Нису» существенно доработали, превратив в модель N59, полноценный и достаточно комфортабельный микроавтобус. N57 были пробными, их собрали всего 13 штук, а к 1959 году количество машин (N58) выросло до 313. С 1959 года завод начал целенаправленно работать на экспорт, отправив за рубеж 200 экземпляров N59. По большей части это были грузовые фургоны, конструкцию которых сильно модернизировали: на «Нисы» устанавливали улучшенные шины, усовершенствовали электрическую и тормозную системы.
В 1960 году конструкцию изменили ещё раз. N60 сделали из цельнометаллического микрофургона, превратив его в 8-местный автобус. При этом убрали верхнюю часть перегородки за креслом водителя и добавили к ней остекление. Сиденья в салоне сделали откидными, поэтому пассажирский автобус быстро мог превратиться в грузовой фургон.
Фургон N61 стал особенным для завода, поскольку он был разработан по заказу польского Министерства культуры и должен был стать мобильным кинотеатром. С его помощью фильмы отправлялись туда, где о собственном кинотеатре не могли и мечтать. Зал для просмотра фильмов располагался под открытым небом, а внутри фургона запускался аппарат, работающий с 16-миллиметровой плёнкой.
1964 год ознаменовался большими модификациями конструкции. В Nysa 501 значительно улучшили обзор, установили в машину новый двигатель вместо старого 70-сильного S21, обновили тормозную систему, сделали более привлекательным внешний вид и внесли ещё множество изменений. Грузопассажирские автомобили отправлялись во множество стран, даже в Азию и Финляндию.
Количество последовавших затем модификаций невозможно подсчитать, а популярность «Нисы» постоянно росла. Основной же причиной этому был подход завода к производству. Если заказчик выказывал желание приобрести машину с кузовом конкретной конструкции, которой не было среди серийных, ему легко шли навстречу. Среди модификаций был даже кемпер для выезда на природу. При этом сравнительно лёгкий грузопассажирский автомобиль обладал приемлемым расходом топлива, а работать мог практически на любом бензине.
Рост спроса на «Нису» продолжался до конца 1980-х годов, после чего стал стремительно падать. Завод не мог (или не захотел) поддерживать автомобиль на конкурентоспособном уровне, и его просто перестали покупать. К 1994 году выпуск стал нерентабельным и завод закрыли. На текущий момент в рабочем состоянии сохранилось немало «Нис», чьи владельцы до сих пор ими пользуются и даже делают им тюнинг.
Одним из самых известных автомобилей, переживших десятилетия на конвейере, является «Буханка», которую постоянно модернизируют отечественные мастера, приспосабливая даже для экстремального бездорожья.