Выпущенное ещё в 1965 году, 911-е купе воспринимается как настоящая легенда, пережившая уже более полувека на конвейере. Для тех же, кто знаком с историей немецкого производителя, легендарным автомобилем навсегда останется единственный в своём роде Porsche 959. Это едва ли не лучшая машина от «Порше», равной которой до сих пор не было выпущено. Некоторые миллиардеры готовы на многое ради обладания ею, а всем известный Билл Гейтс в своё время даже поспособствовал изменению американского законодательства, чтобы заполучить себе один экземпляр.
Первый суперкар
Изначально Porsche 959 готовили исключительно для участия в гонках. Причём это были не какие-нибудь рядовые заезды, но легендарная Группа Б, участие в которой подразумевало большие риски как для автомобиля, так и для жизни самого пилота. Сама Группа Б несколько отличалась от всех остальных соревнований, а главное различие было в правилах – они были слишком демократичными. Требования к гоночным автомобилям были очень мягкими и позволяли устанавливать огромный диапазон двигателей, включая и экстремально мощные.
В итоге гоночные команды практически никак не были ограничены в их фантазии и могли строить мощные и быстрые болиды. К большому сожалению, отсутствие жестких ограничений сыграло здесь дурную шутку: все без исключения создаваемые командами болиды были чрезвычайно опасны. Из-за жесткой подвески и хоть каких-то вспомогательных систем управлялись они очень плохо, а мощные моторы превращали их в настоящие снаряды. Аварии были частым явлением, а иногда они заканчивались очень трагически. И вот для подобной автомобильной мясорубки и готовили Porsche 959.
Созданное «Порше» купе в итоге оказалось настоящим суперкаром. У него был классическое заднее расположение двигателя и конструкция, рассчитанная на длительные экстремальные нагрузки. При этом оппозитный V-6 с двумя турбонагнетателями выдавал рекордные 450 лошадиных сил с крутящим моментом 500 Нм. В истории немецкого производителя это был единственный автомобиль, признанный лучшим среди спорткаров, больше таких прецедентов не было. Всего было построено 337 автомобилей. Хоть они и стоили по 225 тысяч долларов за штуку, но эта сумма была меньше стоимости производства более чем в два раза. Производитель терпел колоссальные убытки, но продолжал выпуск ради участия в гонках.
Впоследствии купе Porsche 959 стало настоящим раритетом и поселилась в гаражах богатых людей, падких на редкости. Одним же из тех, кто не пожалел баснословных денег на его покупку (для того времени это была огромная сумма), стал Билл Гейтс.
Дорогая и очень хлопотная покупка
Зачем Биллу Гейтсу потребовалась такая машина, история умалчивает. То ли он покупал её ради собственного удовольствия, то ли делал инвестиции в будущую прибыль, ведь автомобиль был совсем непростой. В любом случае отцы-основатели компании Microsoft Пол Аллен и Билл Гейтс купили себе по новой игрушке. Спортивные купе были собраны в 1987 году, тогда же были отправлены судном в Соединённые Штаты Америки и благополучно достигли порта назначения в Сиэтле, штат Вашингтон. Правда, своих покупок так никто и не получил.
Автомобиль – один из многочисленных видов товаров, ввоз в страну которых строго регламентируется законодательством. Чтобы машину можно было официальным, законным способом ввезти, а потом и пользоваться ею, она должная соответствовать конкретным требованиям, установленным в стране назначения. Именно поэтому производители старательно сертифицируют свои новые автомобили в различных странах, если они планируют её там продавать. По целому ряду причин для Porsche 959 в Соединённых Штатах такую процедуру не проводили.
Причина отказа от сертификации была простой – цена автомобиля оказалась чрезвычайно высокой, и для этого требовалось пройти краш-тесты. Только таким образом можно было определить, насколько машина безопасная для эксплуатации и соответствует ли она базовым требованиям. Билл Гейтс настолько хотел заполучить свою новую машину, что даже собирался выкупить несколько Porsche 959 для прохождения краш-тестов, но всё оказалось немного сложнее. В Соединённых Штатах были приняты драконовские правила, требовавшие соответствия импортных машин местным стандартам, что делало ввоз «Порше» в США практически невозможным.
Спортивные автомобили Билла Гейтса и его партнёра по бизнесу прочном застряли на таможне в порту Сиэтла. Делу не помогло даже вмешательство гонщика. Который попытался протащить машины через таможню под видом гоночных. Поскольку проблема казалась нерешаемой, владелец многомиллиардного предприятия обратился к собственным юристам за консультацией, и те предложили очень интересный вариант – протащить несколько новых автомобильных законов.
Вот только на это ушло очень много времени, но в 1999 году было принято несколько поправок к существующему американскому законодательству. Согласно новопринятых законов, в Соединённые Штаты можно было ввозить редкие автомобили, как коллекционную ценность. Конечно, были и определённые ограничения, например, сильно ограничивался пробег, допускаемый на автомобиле за год, что делало невозможным кататься на нём сколько душе угодно.
Porsche 959 Билла Гейтса полностью подпадал под новые требования: он выпускался очень ограниченным тиражом и представлял коллекционную ценность. Спорить с тем, что это очень редкая и безумно дорогая машина, никто не собирался, хоть её и пришлось немного переделать: на «Порше» смонтировали новую выпускную систему. Все эти годы машина простояла в порту на таможне и за её хранение наверняка пришлось выложить круглую сумму, помимо всех остальных расходов. В конце концов Пол Аллен тоже получил свою машину, правда, сделал он это раньше Билла Гейтса. В один прекрасный день он ушёл из компании, поскольку не собирался посвящать ей слишком много времени. Он благополучно переехал в одну из европейских стран и потом забрал Porsche 959.
Экстремальные версии 911-го «Порше» пользуются куда большей популярностью, чем оригиналы, а некоторые из них использовали даже для восхождения на вулкан в Чили.