Транспорт для оборонного комплекса имеет не меньшее значение, чем ракетный щит. Без спецтранспорта невозможно доставить к месту запуска ракеты, перевезти требуемое оборудование и личный персонал. Поэтому тягачи занимают достойное место среди военной техники. Раньше российские военные пользовались представленными в большом ассортименте белорусскими тягачами МЗКТ. Теперь Россия пытается перейти к производству собственных.
Отечественные тягачи КамАЗ
Идея перехода к использованию собственной техники появилась давно, в тот самый момент, как возникла натянутость в отношениях с Белоруссией. Чтобы воплотить идею в жизнь, потребовалось всё начинать буквально с нуля. В России не было собственной базы для производства такой техники, поэтому её осваивали с самого начала. Тендер на производство достался КамАЗу, с тех пор велись активные работы в этом направлении.
Для армейских нужд были разработаны сразу несколько проектов. Самый большой из тягачей – шестнадцатиколёсный КамАЗ-7850, предназначенный для транспортировки баллистических ракет до 85 тонн. Восьмиколёсный седельный тягач КамАЗ-78504 может везти полуприцеп грузоподъёмностью 90 тонн. Двенадцатиколёсный КамАЗ-78509, предназначенный для монтажа оборудования, может везти до 50 тонн.
КамАЗ-7850
Самый большой тягач в этой серии показали широкой общественности на форуме Армия-2018. Российские военные возлагают на него большие надежды, планируя заменить им белорусский тягач МЗКТ-79221, который используется на данный момент. 7850, как и остальные тягачи, построен по модульному принципу на базе Платформы-О. Он имеет целый ряд конструктивных особенностей. Детали конструкции силовой установки и её характеристики не раскрываются, но с некоторыми возможностями тягача общественность ознакомили.
Самое большое его отличие кроется в конструкции шасси. Каждое из 16 колёс имеет собственную ось и приводится в действие отдельно. Любое из них может поворачиваться самостоятельно и крутиться в любую сторону, независимо от остальных. Благодаря этому тягач 7850 может ехать в бок и разворачиваться почти на одном месте.
Подобная конструкция призвана решить проблему с маневренностью, которая при габаритах тягача имеет большое значение. Дополнительно колёса оборудованы системой «Домкрат», способной поднять любое колесо. КамАЗ-7850 сможет продолжить движение, даже если одно из колёс будет повреждено. Разделённую на две части кабину оборудовали мониторами и системой слежения, позволяющей ехать в непогоду.
Тягач КамАЗ-7850 собираются принять на вооружение, но пока не ясно, решены ли все технические проблемы. Они стали очевидны на показе во время Армии-2018, когда его колёса начали крутиться в разнобой.
Автомобили КамАЗ создаются не только для обычных дорог, но и для работы в экстремальных условиях. Одним из них является успешно испытанный КамАЗ-Арктика, предназначенный для эксплуатации в условиях крайнего севера.