Особенное место в автомобильных коллекциях занимают гоночные автомобили, выпущенные в своё время брендами с мировыми именами. Конечно, не все они добираются до конечного владельца в презентабельном виде, а некоторые вообще выглядят так, как будто им давно пора на свалку, но это не мешает им стоить целое состояние. Очередной тому пример – разбитые и сгоревший Ferrari 500 Mondial выпуска 1954 года, проданный за баснословную сумму.
Когда размер – не главное
С того самого момента, когда инженеры Ferrari открыли для себя 12-цилиндровый двигатель и оценили все его возможности на гоночной трассе, они считали своим долгом воткнуть его в каждый создаваемый ими автомобиль. Огромный мотор стал отличным решением и обеспечил гоночные машины хорошими показателями, но у него был один недостаток. Максимальный крутящий момент можно было получить только на высоких оборотах, и это несколько ограничивало его применение. По этой причине специально для чемпионата Гран-при решили установить 4-цилиндровый двигатель, что в корне отличалось от обычного подхода Ferrari к созданию машин.
По замыслу инженеров, Ferrari 500 Mondial, как впоследствии назвали гоночный автомобиль, должен был идеально подходить для сложной трассы с многочисленными изгибами, где невозможно сильно разогнаться и выжать из мотора всё, на что тот был способен. Рядный 4-цилиндровый мотор от Аурелио Лампреди имел объём 1985 кубических сантиметров и выдавал мощность 170 лошадиных сил. При этом на него поставили пару двухкамерных карбюраторов, а работал он вместе с 5-ступенчатой механической коробкой передач.
В рамках подготовки к чемпионату решили собрать несколько автомобилей и посмотреть, как они справятся с возложенной на них задачей. Среди них были два полноценных гоночных автомобиля Ferrari 500 Mondial Berlinetta с 2-литровым 4-цилиндровым мотором и ещё 13 родстеров. По традиции, в их основу положили облегчённую трубчатую раму, а колёсная база составила 2250 миллиметров. Двигатель с двумя клапанами на цилиндр полностью изготовили из алюминия, переднюю подвеску сделали независимой, а заднюю полунезависимой на рессорах. Отдельного упоминания заслуживает полностью алюминиевый кузов, над ним работало итальянское кузовное ателье Pinin Farina, а воплощением идей в жизнь занималась на фабрике Scaglietti. Впоследствии было серия была расширена, а новые машины получили кузова от других ателье. Выпуск продолжался вплоть до 1957 года.
Ржавый раритет
Сейчас Ferrari 500 Mondial считается раритетом и одним из лучших экспонатов для частной коллекции. Обычно за экземпляр в хорошем состоянии коллекционеры готовы выложить целое состояние, и даже потрёпанная машина с несложившейся судьбой будет стоить немалую сумму. Впрочем, не все оказавшиеся на аукционе машины, находятся в приемлемом состоянии. Они не всегда были столь популярными, поэтому и обращались с ними, как с рядовой машиной. К примеру, Ferrari 500 Mondial в кузове родстер, собранный на шасси номер 0406 MD, вообще оказался на аукционе в весьма плачевном виде.
Согласно заводским документам, поднятым в архивах производителя, этот экземпляр выпустили в 1954 году, он был вторым в общем списке и обладал кузовом от Mini Farina. Машину ждала очень интересная история. Автомобиль с салоном бежевого цвета оказался в распоряжении автодилера Франко Корнаккья, который по совместительству владел собственной гоночной командой. В том же 1954 году машина под управлением заводского пилота заняла на гонках в общем зачёте 19 место, а в классе второе. В том же году Ferrari 500 участвовал ещё в одних гонках и в первый раз подвергся модификации.
Вплоть до начала 1960-х годов Ferrari 500 Mondial Spider неоднократно участвовал в различных соревнованиях и успел побывать на самых известных трассах. В его карьере были и поражения, и призовые места, и даже сходы с трассы из-за различных поломок. На протяжение всего этого времени он сменил несколько владельцев, и каждый из них считал своим долгом усовершенствовать машину по собственному усмотрению.
Его неоднократно перекрашивали, ремонтировали, меняли кузовные панели и ставили неродные запчасти. Один из владельцев даже решился на кощунственный, по мнению коллекционеров, поступок – он заменил оригинальный двигатель на более мощный. В 1963 году родстер Ferrari 500 Mondial в очередной раз сменил владельца, и тот с воодушевлением участвовал в заездах, пока в одном из них не произошла жесткая авария и автомобиль загорелся.
Его, конечно, потушили, но от гоночного болида мало что осталось, а целого так вообще ничего. До начала 1970-х годов родстер, а вернее то, что от него осталось, просто пылился и никому нужен не был, пока эту груду металлолома не купил новый владелец. Что он собирался с этим всем делать, неизвестно, но через некоторое время он снял с него двигатель и ещё раз продал. К 1978 году останки родстера сменили ещё двух владельцев и осели у некоего Уолтера Медлина, где и находились до недавнего времени.
Так уж сложилось, что разбитые эксклюзивные автомобили часто служат основой для различных инсталляций и художественных объектов, поэтому их охотно покупают любители выражать собственный взгляд на вещи самыми экзотическими способами. Впрочем, вряд ли кто-нибудь решился использовать Ferrari 500 Mondial Spider для этих целей, слишком уж дорогая вещь даже в полностью разбитом состоянии.
У родстера сохранилось оригинальное шасси с проставленным на нём заводском номером, а также ряд других деталей, включая и те, что идут с ним в комплекте. Всё остальное же было заменено в процессе эксплуатации. Да и двигатель не родной, последний владелец приложил в комплекте 3-литровый мотор.
Самое же интересное, что весь этот набор покорёженных, ржавых и обгоревших деталей какой-то энтузиаст приобрёл за 1 875 000 долларов. Что он собирается делать с чрезвычайно дорогим раритетным металлоломом, неизвестно. Реставрация будет неимоверно затратной, но с учётом степени эксклюзивности, восстановление Ferrari 500 Mondial вполне может окупиться.
https://youtu.be/2yomG7nKcNg
В 1956 году вышла в свет Ferrari 410 Superamerica Series I Ghia Coupe, которую общественное мнение признало самой уродливой машиной от итальянского производителя.