Leduc 0.22: Французский истребитель, доказавший возможность невозможного

Современные самолёты – настоящие произведения искусства. В них вкладывают множество технологий и последние достижения научно-технического прогресса, что превращает их почти в самый совершенный вид техники. Впрочем, конструкторы прошлого тоже могут похвастать подобными достижениями, именно они стояли у истоков современных технологий. Одно из них – экспериментальный истребитель Leduc 0.22.

Супердвигатель

Конструкторы постоянно пытались заставить самолёты летать выше и быстрее, меняя их форму и совершенствуя двигательную установку. Долгое время самолёты приводились в движение при помощи пропеллеров, но подобная конструкция имела много ограничений и недостатков. Проблему решили первые реактивные двигатели, обладавшие огромной тягой. С их помощью удалось разогнать самолёты до сверхзвуковых скоростей, но был и другой, не менее перспективный проект.

Французский конструктор Рене Ледюк имел интересную теорию, разработка которой могла продвинуть самолётостроение далеко вперёд. Он загорелся идеями французского изобретателя Рене Лорина, запатентовавшего ещё в 1913 году новый тип двигателя с большими перспективами. Фактически это был первый в мире прямоточный воздушно-реактивный двигатель. Впрочем, в других странах тоже велись разработки ПВРД, в том числе в Советском Союзе и в Соединённых Штатах, но французские оказались первыми. Работы Рене Ледюка быстро привлекли внимание военного ведомства, там оценили возможные перспективы и сделали конструктору предложение, от которого невозможно отказаться.

Французский ПВРД

Рене Ледюк работал над созданием прямоточного двигателя, впоследствии получившего название аэротермодинамический канал. От разработок настоящего времени он отличался полным отсутствием вращающихся частей. Грубо говоря, двигатель представлял собой полую трубу, через переднюю часть которой естественным образом забирался воздух и нагнетался во внутреннюю камеру сгорания. В последнюю впрыскивалось топливо, а в процессе сгорания создавалась огромная тяга. Прямоточный двигатель с такой схемой работы имел одно неоспоримое преимущество: он был невероятно простым. Для его создания требовалось куда меньше усилий, а результат мог оказаться несравнимо более полезным.

Сколь бы простым ни был прямоточный двигатель, он в перспективе мог разогнать самолёт не только до сверхзвуковых скоростей, но и до гиперзвуковых. Неудивительно, что французские военные заинтересовались такой возможностью и предложили щедрое финансирование Рене Ледюку. В 1934 году он заключил несколько выгодных контрактов, после чего начал масштабные исследовательские работы в этой области. Три года у него ушло на создание теории и разработку проекта двигателя, а в 1937 году был заключён контракт уже на постройку самолёта с прямоточным воздушно-реактивным двигателем.

Первый в своём роде

Работа над первым прототипом Leduc 01 была завершена лишь в 1945 году, поскольку все работы над перспективным самолётом были приостановлены на несколько лет из-за Второй мировой войны. Только к концу осени 1946 года завершили сборку планера и начали серию испытательных полётов без задействования двигателя, а весной 1949 года состоялся первый полёт экспериментального самолёта Leduc. Уже во время первых полноценных лётных испытаний удалось развить скорость 808 км/ч, и это при использовании лишь около половины проектной мощности. Франция стала первой страной, которая смогла не только установить прямоточный двигатель на самолёт, но ещё и успешно его испытать.

Сам самолёт получился крайне необычным, и прежде всего из-за двигателя. Обычно реактивный двигатель является отдельным элементом конструкции и монтируется непосредственно на планер, здесь же всё было по-другому. Фактически весь самолёт был построен вокруг двигателя, и они являются одним целым. Leduc представлял собой большую трубу с коническим головным обтекателем. С одной стороны, этот обтекатель существенно улучшал аэродинамику, а с другой, направлял воздух внутрь ПВРД. Там же размещалась кабина с колпаком конической формы. Если случалась аварийная ситуация, кабина вместе с пилотом катапультировалась.

В рамках программы было построено несколько экспериментальных самолётов, и у всех, за исключением последнего, имелась одна общая проблема – они не могли взлетать самостоятельно. Это особенность прямоточного двигателя – он может работать, только если самолёт достиг определённой скорости, поэтому все запуски происходили с самолёта-носителя. Грузовой самолёт вместе с Leduc поднимался в воздух, набирал высоту и скорость, после чего отстыковывал свой груз, и тот летел уже самостоятельно. На текущий момент технология прямоточных воздушно-реактивных двигателей активно используется в гиперзвуковых ракетах, н проблема остаётся той же, поскольку она фактически является конструктивной особенностью ПВРД.

Во всех испытаниях, проведённых с разными прототипами Leduc , достичь скорости звука так и не удалось, максимальная скорость составила 0,87 Маха. Эту планку должны были преодолеть с новым самолётом Leduc 0.22. Его отличительной чертов стал собственный реактивный двигатель, при помощи которого он разгонялся до 0,4 Маха, после чего должен был включаться прямоточный маршевый двигатель. Работы над ним начались в 1952 году, сборка в 1953, а испытания – на три года позже. Причём полёты начали только с реактивным двигателем. Впрочем, до испытательной программы с ПВРД так и не добрались, правительство остановило финансирование и программу пришлось закрыть. Теперь экспериментальный самолёт является частью экспозиции.

Для решения военных задач всегда создавались интересные и крайне необычные самолёты, некоторые, к примеру, собирались использовать в качестве ПВО с ядерной начинкой.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓