Автобренды широко рекламируют автомобили с альтернативными источниками энергии, но настолько увлекаются, что совершенно «забывают» рассказать о сопутствующих рисках и тратах. Правда, водители потом очень сильно удивляются. Одному из них, к примеру, посчитали стоимость ремонта его экологически чистого автомобиля, и она оказалась в два раза больше, чем изначальная стоимость всей машины целиком.
Экологически чистый и недешёвый
Считается, что водородные топливные элементы могут стать лучшим источником энергии для автомобиля. В качестве топлива для него используется водород из баллона и кислород из атмосферы. Главной частью топливной ячейки является мембрана, она разделяет два газа и является своеобразным реактором: именно здесь происходит электрохимическая реакция между кислородом и водородом. В результате же образуется молекула воды и некоторое количество энергии. Хоть её и немного, но она собирается и используется для питания бортовых систем и электромотора.
Именно на таком принципе и работает водородомобиль. Запас водорода в нём постепенно перерабатывается, а электрохимическая реакция создаёт электрический ток, заряжающий тяговые батареи и питающий всё электрооборудование. Казалось бы, это очень простая и эффективная схема работы, и по сравнению с обычными электромобилями она обладает большими преимуществами. На зарядку тратится всего несколько минут, нет необходимости в создании дорогостоящей и мощной энергосистемы, да и радиус действия можно увеличить без особых проблем. Но есть один нюанс.
Самая большая проблема заключается как раз в топливных элементах, а если точнее, в их стоимости. На текущий момент не существует дешёвой и доступной технологии их создания. Конечно, какие-то работы в этом направлении ведутся, но на быстрые результаты надеяться не стоит. Эта проблема гораздо серьёзнее, чем даже дешёвый водород, хоть и здесь не всё так просто. Водородомобиль – очень дорогое удовольствие, и немалую часть его цены составляют как раз топливные элементы. На практике это значит, что поломка настолько важной части машины обязательно станет серьёзным ударом по бюджету, а в некоторых случаях целесообразность ремонтных работ вообще ставится под сомнение. В подобную ситуацию попал и владелец водородного Hyundai ix35 FCEV, познав на себе все прелести высоких технологий.
Дорогая игрушка
В 2013 году в истории компании Hyundai произошло знаменательное событие, был выпущен первый массовый электромобиль, работающий на водородных топливных ячейках. Изначально его возможности были невелики, он мог проехать только около 160 километров на одной заправке, но в последующих поколениях радиус действия был существенно увеличен, и в последней модификации он уже составлял около 600 километров. В движение он приводился единственным электрическим мотором мощностью 100 кВт.
Сложно сказать, насколько серьёзно можно воспринимать эту разработку. По своей сути водородный Tucson – это большой эксперимент, на котором опробовались новейшие технологии, поэтому слишком больших чудес ожидать от него не стоило.
Проживающий в Германии Тилль Вестберг был одним из тех, кто приобрёл инновационный электромобиль на водородных топливных ячейках. Он был настолько впечатлён самой идеей, что не пожалел более 50 тысяч евро на его покупку, хотя за эту же сумму были доступны куда более презентабельные варианты. Hyundai iх35 оказался на удивление дорогим, за аналогичную сумму вполне можно было приобрести что-нибудь более солидное и комфортное.
Как бы там ни было, кроссовер на водородной батарейке показался владельцу более предпочтительным и желанным вариантом. Он пользовался электромобилем долго, на протяжении семи лет, и успел в полной мере оценить все его возможности. Водородный «Туксон» оказался тихим и на удивление эффективным. Владелец пользовался им в основном для поездок на работу, а одной заправки хватало даже на то, чтобы съездить в другой город, поскольку водородных заправочных станций какое-то время рядом не было.
Впрочем, радость длилась ровно до того момента, пока не сломался топливный элемент, а машина не превратилась в бесполезную груду металлолома. Даже поломка двигателя внутреннего сгорания может стать большой проблемой и серьёзным ударом по кошельку, но в отличие от ДВС, топливную ячейку ремонтировать куда сложнее. Как оказалось, в случае с Hyundai iх35 это сделать вообще невозможно. Это стало очевидно, когда Тилль Вестберг обратился к автодилеру. Конечно, от ремонта никто отказываться не стал, но при этом озвучили сногсшибательную цену. Стоимость только одного топливного элемента составила более 80 тысяч евро, а вместе с ремонтом сумма превысила 100 тысяч.
Разрешится эта ситуация хоть как-то, пока неизвестно. По словам производителя, использованные в Hyundai iх35 топливные элементы неремонтопригодны, их можно только полностью заменить, что не имеет никакого смысла, ибо стоимость работ намного превышает цену самого автомобиля. По словам автовладельца, он не собирается платить астрономическую сумму. В поисках решения он обратился к производителю, и на текущий момент тот ищет хоть какой-то выход из положения.
Водород считается перспективным видом топлива, поэтому производители начали массово разрабатывать водородные модификации, даже «Аурус» представил свой водородомобиль.