В гражданской авиации широко используются системы автоматического пилотирования, которая может частично разгрузить пилотов и берёт на себя управление в ряде случаев. Вот только может ли автоматика полностью заменить человека? На текущий момент системы искусственного интеллекта творят чудеса, может быть, ИИ сгодиться сможет полностью заменить живого человека. Так вот сотрудники Корейского передового института науки и технологий утверждают, что может, и даже построили «железного» пилота.
Зачем самолёту мозги
Автопилот – идея фикс современного человека. В мире, где многие транспортные средства буквально напичканы электроникой, просто обязана была появиться система, способная управлять автомобилем или самолётом. В гражданской авиации, к примеру, уже давно используется автопилот, способный вести самолёт по заранее проложенному курсу и даже посадить его, если условия не будут слишком уж жесткими. Здесь имеется целый ряд ограничений, таких как скорость бокового ветра или наличие взлётно-посадочной полосы, оснащённой специальным оборудованием. По убеждению специалистов, искусственный интеллект может преодолеть этот порог и полностью заменить собой пилота.
Правда, технические специалисты при этом столкнуться с большой проблемой, поскольку не во все самолёты его можно будет внедрить. Здесь потребуются большие вычислительные мощности, развитая система управления и доступ буквально к каждой системе через электронику. Вполне вероятно, модернизацию при помощи искусственного интеллекта удастся осуществить с самыми современными самолётами, но и то не факт. Для остальных же это маловероятно, подобный шаг потребовал бы полной модернизации, и легче будет построить новый авиалайнер. Поэтому ИИ получат только новенькие самолёты на этапе своего создания, остальные же, скорее всего, окажутся не у дел. И тут вмешались в дело южнокорейские специалисты.
Робот по-корейски
Использование искусственного интеллекта в сфере грузопассажирских авиаперевозок – большое благо и от него не стоит отмахиваться. С одной стороны, это позволит автоматизировать и упростить логистические процессы, а с другой, может поспособствовать снижению цены на авиаперевозки. Всё-таки пилотам приходится платить немалую зарплату, к тому же необходимо тратить солидные средства на подготовку специалистов и постоянное повышение их квалификации. Если удастся исключить такую солидную статью затрат, то это наверняка отразится на кошельке пассажиров. Руководствуясь всем этим, некий профессор Дэвид Хенчул Шим из KAIST собрал целую команду для изучения проблемы и создания робота-пилота с искусственным интеллектом.
По его мнению, раз уж искусственный интеллект невозможно встроить в устаревшую технику, то нужно всего лишь сделать робота, способного выполнять те же самые действия, что и настоящий пилот. Конечно, в своих устремлениях он не был оригинальным. Ещё в 2016 году американским DARPA была представлена система для автоматизации действий пилота. Немногим позже ещё одна компания начало проект по созданию пакета улучшений для немодернизированных самолётов. Были и другие разработки, в частности, одна из них могла превратить лёгкий самолёт в беспилотник, а его органы управления контролировались специальными устройствами. Впрочем, по сравнению с разработкой южнокорейских специалистов, всё это кажется не очень серьёзным.
Южнокорейские инженеры пришли к выводу, что ни один пакет модернизации не может быть полностью универсальным, да и модернизация самолёта окажется слишком сложной и дорогой. Поэтому они пошли по другому пути: вместо того, чтобы переделывать старый самолёт, они решили изготовить робота, способного выполнять те же самые функции, что и живой пилот. Благо, современные технологии вполне позволяют это сделать. Специально для роботизированных систем уже разработаны датчики и манипуляторы, которые могут наделить «мелкую моторику» большой точностью, а в сочетании с искусственным интеллектом робот вполне может справиться с управлением приборами.
Команда из KAIST построила робота PIBOT, который своими чертами напоминал человека. Вряд ли он может ходить, да ему это и не требуется. Он должен постоянно находиться в кресле и управлять самолётом при помощи приборов, находящихся на расстоянии вытянутой руки. Тем не менее робот крайне сложен. Он работает под управлением искусственного интеллекта и получает все нужные данные при помощи датчиков и многочисленных камер. PIBOT умеет отслеживать состояние приборов, а также с их помощью следить за состоянием самолёта, его положением и параметрами его движения. Его манипуляторы достаточно совершенны, чтобы быстро производить действия с переключателями и штурвалом, при этом скорость принятия решений и последующие действия выполняются примерно в два раза быстрее, чем это делает человек.
По словам разработчиков, у робота PIBOT есть одна интересная особенность, которая отличает его от всех остальных подобных разработок: он может обучаться, использую естественный язык. То есть робот может самостоятельно штудировать учебник для пилотов или слушать инструктора, для обучения его не нужно загружать переведённой в цифровой формат информацией. Пока что металлический пилот отрабатывал полёты на симуляторе, но даже во время сильной турбулентности смог без ошибок и быстро справиться со своими задачами. Согласно заявлению его создателей, проект робота-пилота планируется завершить в 2026 году, а пока что его собираются отправить полетать на лёгком самолёте.
Впрочем, в некоторых самолётах даже самый совершенный автопилот будет смотреться очень бледно, к примеру, в секретном самолёте RAT 55.