Сейчас мало кто помнит внедорожник ARO-240, хоть в своё время он пользовался большой популярностью во многих странах. Производился он в Румынии, активно продавался на местном рынке, но большая часть машин уходила за рубеж, а некоторые даже принимались на вооружение армией и полицейскими службами.
ГАЗ-69 на румынский лад
Изначально ГАЗ-69 задумывался как военный автомобиль, выполняющий роль лёгкого артиллерийского тягача. С его помощью планировалось буксировать прицепы весом до 800 килограмм, перевозить боеприпасы, оружие и личный состав. Уже потом разработали его гражданскую версию и множество модификаций. Конструкторы учли ошибки в ГАЗ-67 и создали по-настоящему универсальный внедорожник. Он обладал прочной конструкцией, солидной грузоподъёмностью и отличной проходимостью. Внедорожник экспортировался во множество стран, а в Румынии на его основе стали выпускать собственные автомобили.
Выпуск полноприводных автомобилей организовали на базе старых производственных площадей в городе Кымпулунг. Ещё в XIX веке там работала фабрика по переработке целлюлозы, которая в 1930-х годах была закрыта и законсервирована. После окончания Второй мировой войны здесь было организовано предприятие IMS (позже переименованное в ARO), занимавшееся ремонтом военных автомобилей. В 1953 году оно попыталось переключиться на выпуск мотоциклов, а с 1957 закипела серьёзная работа. Компания наладила производство автомобильных двигателей и коробок передач, а потом стала собирать первые полноприводные машины на базе ГАЗ-69.
О том, являлся ли внедорожник IMS-57 лицензионной копией, точной информации нет. Тем не менее с первого взгляда он был очень похож на оригинал, только при детальном рассмотрении были заметны отличия в кузове. Комплектовался он двигателем объёмом 3,26 литра мощностью 50 лошадиных сил. Два года понадобилось конструкторам, чтобы несколько модернизировать автомобиль и приступить к выпуску усовершенствованной версии М-59, за ним последовала М-461.
Внедорожник настолько хорошо себя показал, что им заинтересовалась даже армия. По сути, это была дальнейшая эволюция ГАЗ-69. Его рама была чрезвычайно прочной и выдерживала большие нагрузки, её изготавливали из оцинкованной трубы прямоугольного сечения. Кузов делали из листовой стали, грунтованной методом электроосаждения (катафорезный грунт) и термообработки, если его не приходилось ремонтировать и варить, он практически не ржавел.
Штатно внедорожник М-461 оснащался бензиновыми и дизельными двигателями мощностью 70-90 лошадиных сил, но под заказ на заводе могли поставить практически любой, подходящий по размерам. Мосты были совершеннее газовских и обладали лучшей ремонтопригодностью, особенно в полевых условиях. Внедорожник оснащался 4-ступенчатой КПП и 1-ступенчатой распределительной коробкой. Дополнительно на него устанавливали трёхтонную лебёдку. Для армии поставляли модификацию АРО М-461С, оборудованную 2,5-литровым двигателем мощностью 70 лошадиных сил.
Благодаря хорошим продажам простых в обслуживании и ремонтопригодных полноприводных автомобилей удалось модернизировать производство, закупить новое оборудование и в 1972 году наладить выпуск более современного утилитарного внедорожника ARO-240 с радикально новым внешним видом.
Румынский Land Rover
Фактически серия ARO-240 – это хорошо доработанный российский автопром. Наверное, именно такими хотели бы видеть свои автомобили владельцы «Нив» и УАЗиков. Их отличительная черта – интересный кузов, который явно разрабатывали под впечатлением от английского Land Rover. Здесь румыны проявили большую фантазию, и ARO-240 получил множество вариаций. Поскольку внедорожник – это целиком практичная машина, ему не нужны особые дизайнерские решения, только прямые линии и угловатые обводы.
Румынский «Ланд Ровер» выпускался и в пассажирском, и в грузовом вариантах. В первом случае в салоне помещалось до 8 пассажиров, а во втором получался отличный пикап с большой грузовой платформой. Выпускались трёх- и пятидверные модификации, причём пятая дверь состояла из верхней и нижней створок.
За всё время производства, а это период с 1972 по 2003 год, внедорожники оснащали почти двумя десятками двигателей. Здесь были как бензиновые, так и дизельные моторы собственного производства и зарубежного. Среди них были японские двигатели от Toyota, польские от Andoria, работавшие с полноприводной трансмиссией и 4-5 ступенчатыми коробками передач.
Салон хоть и был минималистичным, но для своего времени вполне современным, учитывая не космическую цену и внедорожный характер автомобиля. Для обивки сидений использовался кожзам, а позднее ткань в сочетании с кожей.
Конечно, не обошлось и без сомнительных решений. К примеру, у руля были только две спицы и крепились они в нижней части, поэтому слишком сильно опираться на него не стоило.
В Россию внедорожники семейства ARO-24 тоже экспортировались, хоть и в небольшом количестве. Сейчас их тоже можно найти в продаже с солидным пробегом и в самом разном состоянии. Те же из водителей, кто решился на покупку, получили в свои руки отличный конструктор.
Оригинальных запчастей на внедорожники, разумеется, найти невозможно, но частично к ним подходят детали от отечественных машин, в частности, от УАЗа. В остальном же автовладельцы проявляют недюжинную техническую смекалку, приспосабливая к машинам то, что оказывается под рукой.
В последнее время рестомоды стали очень популярны, причём их делают не только на основе зарубежной классики, но и из отечественных автомобилей, таких как ГАЗ-69.