В Центральном музее Военно-воздушных сил, расположенном в поселке Монино присутствует довольно необычных экспонат самолета. Это модель летательного аппарата BAA-14. Одна из довольно перспективных разработок 1962 года, которая была переделана из многофункционального самолета в обычный Экраноплан привлекает внимание туристов своей необычной конструкцией. Однако в первой половине середины ХХ века нестандартный самолет являлся произведением гениальной идеи Роберта Бартини.
История появления самолета BAA-14
Имя и фамилия Роберта Бартини известна всем поклонникам советской авиации. Уехавший из фашистской Италии в СССР, физик и авиаконструктор известен тем, что разработал более 60 проектов различных самолётов. Одним из последних проектов Бартини, который уже после tuj кончины был воплощен в жизнь, является экспериментальный самолет BAA-14.
В 1962 году представителям власти СССР был показан довольно необычный и вместе с тем очень перспективный проект самолет-амфибии. Главной особенностью этого воздушного судна являлась возможность вертикального взлета и посадки. Этакий своеобразный гибрид самолёта и судна на воздушной подушке с возможностью вертикального взлета с любой поверхности таил в себе огромное количество перспектив.
Самолет, который мог не только летать по воздуху, но также и передвигаться подобно экраноплану, скрываясь от радаров противника в период «Холодной войны» внушал бы представителям США если не страх, то уважение точно.
На создание опытного экземпляра, который бы демонстрировал все возможности самолета-амфибии не потребовалось много времени. После демонстрации возможностей воздушного судно, проекту был дан «зеленый свет». Однако как это часто бывает, некоторым проектам просто не удается превратиться из экспериментального образца в полноценное устройство, которое задумывал его автор.
На создание полноценной модели потребовались годы. В 1972 году устройство ВВА-14 совершило свой первый полёт. Из-за особенности конструкции летательный аппарат получил шутливое прозвище «Змей Горыныч». Однако был один нюанс из-за которого самолет был не таким, как его задумывал конструктор.
Неожиданно для всех возникли проблемы с двигателями вертикального подъема. Все дело в том, что они разрабатывались специально для модели ВВА-14, однако к моменту испытаний самолета они оказались еще не готовы.
Роберт Бартини ушел из жизни в 1974 году, так и не увидев полностью собранного своего изобретения. Без его руководства проект самолета-амфибии дорабатывался без особого энтузиазма, а к испытаниям практически не приступали.
Последнее пристанище самолет обрел в музее Военно-воздушных сил в Монино. Однако перед тем как его туда отправить инженеры сняли с него двигатели, а также дополнительное оборудование, оставив только корпус.
Основные характеристики самолета ВВА-14
Несмотря на то, что самолет был разработан еще в середине ХХ века он должен был стать одним из уникальных экземпляров советской авиации. Устройство должно было сочетать в себе не функции самолета, но также и экраноплана. В добавок ко всему модель ВВА-14 планировалось оснастить двигателями вертикального взлета, что давало бы ему массу преимуществ.
Габаритные размеры воздушного судна:
- размах крыла самолета составляет 28,50 м;
- длина летательного аппарата – 25,97 м;
- высота экспериментального самолета-амфибии – 6,79 м.
На самолете использовалось сразу 2 типа двигателей. В качестве маршевых использовались 2 двигателя модели ДТРД Д-30М. Подъёмными же были 12 двигателей модели ДТРД РД36-35ПР.
Благодаря двигателям устройство могло развивать максимальную скорость равную 760 км/ч. Летательное средство разрабатывалось для управления 3 членами экипажа.
Для ведения боевых действий на самолете-амфибии присутствовало определенного рода вооружение. В качестве него могли использоваться 2 авиационные торпеды. Также была возможность загрузить на борт транспортного средства 8 авиационных мин ИГМД-500. Еще одним вариантом вооружения для ВВА-14 был комплект авиационных бомб ПЛАБ-250.
Разработанный конструктором Робертом Бартини самолет ВВА-14 мог стать одним из необычных и перспективных представителей авиации СССР врем «холодной войны». Однако этому не суждено было сбыться. Несмотря на все преграды вертикально взлетающая амфибия все же может подняться в небо. В 2019 года начат проект по восстановлению самолета ВВА-14.