Самолёты для камикадзе – уникальная техника или летающих хлам

Феномен самопожертвования на поле боя известен давно и воспринимается как героический поступок, направленный на спасение чьих-то жизней и на победу над противником. Правда, к этому никто, никогда и никого не готовил, а решение принималось всегда спонтанно, под влиянием момента. Яркое исключение из этого правила — японские камикадзе, превращавшие себя в снаряды, падающие с неба. И летали они на очень интересных самолётах.

Тэйсинтай

Во время Второй мировой войны Япония стала единственной страной в мире, в чьей армии имелись подразделения тэйсинтай, которые должны были жертвовать собой ради победы и достижения целей командования. В них возродили старую идеологию, и согласно её канонам воины беспрекословно подчинялись командирам и считали, что отдать свою жизнь — это первый долг и дело чести. Конечно, далеко не все были так настроены, среди тэйсинтай больше всего было молодых людей с горячими головами.

Явление это появилось уже ближе к концу войны, но предпосылки к нему были задокументированы ещё в 1941 году. У Японии было много самолётов, но они сильно уступали авиации союзников и не могли составить им серьёзную конкуренцию на поле боя. Чтобы нанести хоть какой-то ущерб противнику, японские пилоты в невыгодной для себя ситуации могли направить свой самолёт на врага. Они либо таранили вражеские самолёты, либо врезались в наземные или наводные цели. Впоследствии положение на фронте стало настолько плохим, что этот феномен превратили в тэйсинтай — добровольческие подразделения с билетом в один конец. Они работали и на земле, и на воде, и в воздухе. Одни отправлялись на гружёных взрывчаткой катерах таранить вражеские суда, других с парашютом и огнемётом выбрасывали над аэродромами, а третьи садились в самолёты, превращённые в летающие бомбы. Последних называли камикадзе, и о них вспоминают чаще всего в этом контексте. Правда, мало кто знает, что летали они не совсем на обычных самолётах.

Одноразовые самолёты

На свою последнюю миссию камикадзе отправлялись с большим подарком – большой авиационной бомбой под днищем. Будь то танки, укрепления, склады или военные корабли, всё это становилось мишенью, если представляло достаточно большую ценность в качестве цели. Разумеется, всё было не так просто, как считают некоторые обыватели. Пилоты не были бесстрашными и, конечно же, не хотели собой жертвовать, но были готовы это сделать ради исполнения своего долга. К тому же в большинстве своём они обладали только начальными лётными навыками, поскольку были очень молоды и настоящую лётную подготовку получить не могли.

С камикадзе был связан ещё один интересный момент, исключительно технического характера: самолётов катастрофически не хватало. Немалая их часть была уничтожена силами союзников, а новые производить было очень долго и сложно из-за дефицита материалов и производственных мощностей, которые уничтожались один за другим. Впрочем, выход нашли достаточно быстро. Командование рассудило, что проще, дешевле и быстрее будет собирать самолёты примитивной конструкции. Для них требовался минимум материалов, дешёвые двигатели и немного времени на сборку. Именно так и появились уникальные самолёты того времени – Nakajima Ki-115 Tsurugi.

У них было единственное преимущество – они могли летать, да и то плохо и недолго. Основой для них служила сварная несущая рама, чьей прочности вполне хватало, чтобы нести мотор, пилота и авиационную бомбу. При этом двигатели использовали самые дешёвые и простые из тех, что можно было найти, а именно демонтированные с других самолётов, ветхие и изношенные, но ещё вполне рабочие. К ним полагался 450-литровый топливный бак. В качестве обшивки использовали алюминий, но только для передней части. Хвост не испытывал настолько больших нагрузок, поэтому его делали на основе деревянной рамы, а вместо металлической обшивки обтягивали тканью. Так самолёты делали и легче, и проще, и дешевле.

Систему управления тоже сделали примитивную, поэтому с управляемостью у самолётов было совсем плохо, да и не нужна она им была, поскольку от пилотов требовалось лишь долететь до места, а не выполнять фигуры высшего пилотажа. По этой же причине на приборной панели было достаточно много пустых мест. В своём стремлении ещё больше снизить вес самолётов, японские конструкторы даже лишили их шасси. Вернее, оно было, но только одно на всех. Шасси не имело амортизаторов, его конструкция тоже была довольно примитивной, а непосредственно к самолёту оно не крепилось вообще. Как только он взлетал, шасси тут же отделялось и падало на землю, поэтому пилот не мог приземлиться даже при большом желании. После этого шасси использовалось повторно на другом самолёте.

Вооружение для Nakajima Ki-115 Tsurugi считалось полным излишеством, и его установкой никто не занимался. Фактически единственным оружием была авиационная бомба, закреплённая в нижней части. Крепилась она жестко, сбросить её было невозможно, а взрывалась она, как обычно, от удара о конечную цель.

Вопреки установившемуся мнению, камикадзе «Работали» не только в воздухе, но и под водой, и использовали они небольшие подводные лодки.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми ↓